Не будем спорить с очень оптимистичным, разумным и проверенным долговременной практикой утверждением, что все дети талантливы. Так оно и есть. Надо верить в это. Просто у кого-то так называемых плохих, слабых или сложных учеников недоолюбили, не увлекли, не растормошили, недоучили, недоразвили... Недо...недо...недо... Ах, как обидно! В последнее время кардинально изменились приоритеты в обучении. Целенаправленное и интенсивное комплексное развитие способностей ребёнка становится одной из центральных задач образовательного процесса. Под развивающим стали понимать такое обучение, при котором учащиеся не только запоминают факты, усваивают правила, понятия и определения, но и обучаются рациональным приёмам применения знаний на практике.
Но проблема развития комплекса свойств личности ребёнка, входящих в понятие "творческие познавательные способности", быстро не решается. Она требует длительной, постоянной и целенаправленной работы. Поэтому эпизодическое использование лишь так называемых творческих задач (или нестандартных, или красивых) не принесёт желаемого результата. Учебные задания должны включать в себя всю систему познавательных операций, начиная с самых простейших действий связанных с восприятием, запоминанием, припоминанием, осмыслением, и заканчивая операциями логического и творческого мышления. Какие же существуют основные показатели сформированности творческих способностей младших школьников? Назовём их по степени усложнения познавательной деятельности, начиная с самых простых.
1. Быстрота реакции, или скорость припоминания программного материала.
Известно, что по этому качеству можно выделить детей так называемых быстродумов и тугодумов. Причём очень часто последние из них не являются слабыми детьми. Просто они такие, какие есть. Это данность. Но медлительность таких учеников постепенно приводит к тому, что в условиях ограниченности времени урока и частого нежелания учителя дождаться правильного ответа они начинают терять не только уверенность в своих силах, но и интерес к тому, что изучают, становятся интеллектуально пассивными. Вот вам и одна из из простейших и распространённых причин неуспеваемости, казалось бы, успешного ребёнка. Можно и нужно ли с этим мириться? Стоит ли отчаиваться и считать тугодумство приговором? Конечно же нет! Надо только регулярно тренироваться и формировать в ребёнке веру в собственные возможности, убедив его, что успех обязательно придёт к каждому.
2. Уровень развития психических механизмов, лежащих в основе любой эффективной познавательной деятельности учащихся.
Для успешного обучения в школе выделить важнейшие из них: внимание (особенно произвольное), различные виды памяти (зрительная, слуховая, кинестетическая), воображение. Именно эти качества, по данным психологов, являются основой продуктивного мышления.
ВНИМАНИЕ во многом определяет успех любой деятельности. Именно от его особенностей зависит, может ли ребёнок достаточно быстро перейти от одного вида работы к другому, как долго он может заниматься с одним и тем же материалом, насколько чётко ему удаётся вычленить объект и рассматривать, изучать его продолжительное время.
Трудность формирования целенаправленного внимания в первую очередь обусловлена тем, что для младшего школьника характерно непроизвольное внимание, которое и развивать не надо. Интересный рассказ учителя, яркое впечатление от прочитанного - и ребёнок "весь внимание". Но ведь в школьной практике ученику чаще необходимо применить усилие, заставить себя быть внимательным. Создать необходимые условия для преодоления недостатков в проявлении этого важного качества и дальнейшего развития его свойств можно лишь в том случае, если хорошо знать особенности внимания, характерные для того или иного ученика, и целенаправленно формировать недостающие его звенья.
Память-это "основа, на которой творит мозг". В младшем школьном возрасте память ещё находится в процессе становления, и уровень развития тех или иных её особенностей во многом определяет успешность обучения. Ученики начальной школы пока ещё не всегда понимают, что означает слова "выучите", "запомните", "заучите". Он7и не умеют запоминать целенаправленно, не владеют способами рационального запоминания, пока не велик объём их кратковременной памяти. Ничего страшного в этом нет. Выход один - надо постоянно тренировать "западающие виды памяти", и в первую очередь слуховую, так как в традиционной школьной практике на уроке в основном преобладает устное объяснение учителя, рассчитанное на детей-"слуховиков", которых в классе лишь около 10%.
3. Уровень развития ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ученика.
Он определяется главным образом степенью сложности умственных действий и операций (анализ, синтез, срвнение, обобщение, абстракция, классификация, конкретизация и т.п.) Целенаправленная выработка рациональных приёмов умственной деятельности, формирование умения решать частично-поисковые познавательные задачи подготовят детей к решению нестандартных проблем.
4. Владение приёмами ПОИСКОВОЙ и ТВОРЧЕСКОЙ деятельности.
Объяснить значение этого этапа в развитии творческих способностей можно, приведя следующее высказывание: " Вспышками детского вдохновения, внезапными озарениями непозволительно дирижировать... Тем, что мы предписываем детям путь...мы отлучаем детей от их собственного творческого опыта. Ребёнок податлив и доверчив. Он жадно вбирает в себя указания взрослого. И верит, что благодаря средствам, полученным в готовом виде, сможет преуспеть быстрее, чем другие, выиграть в соревновании, навязанном ему извне. Таким образом, ребёнок отвергается от собственных задач. На этом пути он сперва теряет личные средства выражения, адекватные жизненному опыту, а затем и сам этот опыт...Слишком раннее усвоение готовых форм ведёт к закрепощению личности".(Фридл Диккер-Брандейсова. "Детский рисунок",1943)
В "Методической копилке" сможете найти несколько примерных самостоятельных занятий дома при деятельном участии родителей или факультативных занятий с учителем в школе.