Пусть до 1 сентября еще далеко, однако зачисление в школы будущих первоклассников уже идет вовсю. И часто родители оказываются буквально на распутье: отдавать ребенка в школу в этом году или в следующем? Что лучше - начать школьную жизнь раньше или позже? Одни говорят "чем раньше начнешь, тем легче будет", а другие утверждают "не стоит лишать ребенка детства". Кто же прав? Вообще тут нет общих правил - все зависит от конкретного ребенка, от его желания учиться и от его личной, индивидуальной готовности стать первоклассником…
Готов ли Ваш ребенок к школе?
К школе готовятся зачастую столь же торжественно, как к свадьбе или к родам (что в принципе оправданно, ибо во всех случаях практически начинается новый важный этап в жизни человека) - но при этом столь же суетливо и порой даже бестолково, как правило, забывая главное. Готовят портфель со всевозможными канцтоварами, парадную одежду и обувь. Но забывают… психологически подготовить самого первоклассника. Если говорить формально, то детские психологи выделяют несколько критериев готовности детей к обучению в школе.
Интеллектуальная готовность (способность к концентрации внимания, умение строить логические связи, развитие памяти, мелкая моторика)
Эмоциональная готовность (мотивация к обучению, умение сосредоточиться, управление эмоциями)
Социальная готовность (потребность в общении, коррекция поведения в коллективе, способность обучаться)
Насколько конкретный ребенок соответствует этим критериям, - существует масса специальных тестов, которые вам предложит опять же любой детский психолог. И разумеется, важным критерием окажется желание (или нежелание) вашего ребенка идти в школу.
Но главное - процесс подготовки к школе должен быть постепенным а не авральным! Честно говоря, никуда не годится ситуация, когда родители тестируют ребенка лет шести по разным методикам "готовности к школе" (иногда берут их из популярных педагогических изданий, ставя собственный "диагноз") и получают результат - ребенок к школе не готов! О ужас, а сентябрь на носу! Тут же ребенка заваливают разными подготовительными заданиями. Родители лично сидят с ним по нескольку часов (или нанимают дорогостоящих репетиторов по пестрящим везде объявлениям "подготовим вашего ребенка к школе") - а в результате получается, что такая штурмовщина и знаний дает немного (ребенок просто не в состоянии воспринять такой мощный поток информации, по крайней мере не может ее удержать и закрепить получаемые навыки), и психологически для ребенка нагрузка неимоверная. Он и переутомится, и к школе получит стойкое отвращение (если представит себе, что вот так же его будут мучить все десять школьных лет - да он вообще в эту школу откажется идти!)
...В принципе то интеллектуальное развитие, которое получает ребенок с рождения, как в семье, так и в детском садике, те сведения о жизни вообще, которые он черпает из окружающей обстановки, для подготовки к началу обучения в обычной школе в общем достаточны. Любой ребенок к окончанию детского садика, как правило, умеет считать до десяти, знает буквы (может, не все, но это не страшно), может в какой-то мере пользоваться логическим мышлением… Мелкие несоответствия, которые проявляются индивидуально, можно "подтянуть" заранее после собеседования с педагогами той школы, где будет учиться ребенок, и выяснения именно их конкретных требований. Кстати, если не отмахиваться от вопросов, которые начинает вам задавать ребенок, и не отгораживать его от вашей окружающей взрослой жизни - подготовка к школе будет идти естественно и без напряжения. Скажем, если вы периодически берете ребенка хотя бы в магазин, он может попробовать посчитать, сколько нужно денег, чтобы купить ему, к примеру, конфету; если конфета стоит шесть-семь рублей, то сколько денег дадут ему обратно, если мама вручит ему десять рублей и разрешит купить конфету самостоятельно? Какую конфету он желает купить - вот, написаны названия, пусть назовет хотя бы три первые буковки?… Таким образом ребенок научится хотя бы в первом приближении читать, считать, делать выбор и совершать некоторые самостоятельные действия. А это, собственно, и есть основа подготовки к школе - чтобы ребенок не просто выпаливал заученные цифры и буквы, а умел сориентироваться в ситуации и был способен ДУМАТЬ.
А напоследок могу предложить некоторые критерии готовности ребенка к школе из адаптированного для России теста, разработанного американскими психологами:
Оценка развития познания
Владеет ли ребенок основными понятиями: правый-левый, большой-малый, и т.п.?
Способен ли ребенок понимать простейшие принципы классификации, например: вещи, которые могут катиться, и которые не могут?
Может ли малыш удержать в памяти и выполнить как минимум три указания?
Может ли ребенок назвать большинство букв алфавита?
Оценка базового опыта ребенка
Приходилось ли ребенку сопровождать вас в магазин, на почту, в сберкассу?
Был ли он в библиотеке?
Была ли у вас возможность регулярно читать малышу или рассказывать истории?
Проявляет ли ребенок интерес к чему-либо, есть ли у него хобби?
Оценка языкового развития
Может ли ребенок назвать и обозначить основные окружающие его предметы?
Легко ли ребенку отвечать на вопросы взрослых?
Может ли ребенок объяснить, для чего служат различные вещи: пылесос, холодильник, стол и т.п.?
Может ли ребенок объяснить, где расположены какие-то предметы: на столе, на стуле, на полу, у стены и т.п.?
Может ли малыш рассказать историю, описать произошедший с ним случай?
Четко ли ребенок выговаривает слова?
Правильна ли речь ребенка с точки зрения грамматики?
Способен ли ребенок участвовать в общем разговоре, разыграть какую-либо ситуацию?
Оценка уровня эмоционального развития
Выглядит ли ребенок веселым (дома и среди товарищей)?
Сформировался ли у ребенка образ себя как человека, который многое может?
Легко ли малышу "переключиться" при изменениях в привычном распорядке дня, перейти к решению новой задачи?
Способен ли ребенок работать самостоятельно, соревноваться в выполнении заданий с другими детьми?
Оценка умения общаться
Включается ли малыш в игру других детей, делится ли с ними?
Соблюдает ли он очередность, когда этого требует ситуация?
Способен ли ребенок слушать других не пере6ивая?
Оценка физического развития
Хорошо ли ребенок слышит?
Хорошо ли он видит?
Способен ли он посидеть спокойно в течение некоторого времени?
Развита ли у него координация моторных навыков, например, может ли он играть в мяч, прыгать, спускаться и подниматься по лестнице?
Выглядит ли ребенок бодрым и увлеченным?
Выглядит ли ребенок здоровым, сытым и отдохнувшим?
Зрительное различение
Может ли ребенок идентифицировать схожие и несхожие формы? Например, найти картинку, непохожую на остальные?
Может ли ребенок различать буквы и короткие слова, например б-п, кот-год?
Зрительная память
Может ли ребенок заметить отсутствие картинки, если ему сначала показать серию из трех картинок, а потом одну убрать?
Знает ли ребенок собственное имя и хотя бы шесть-восемь названий предметов, которые встречаются ему в повседневной жизни?
Зрительное восприятие
Способен ли ребенок разложить по порядку (в заданной последовательности) серию картинок?
Понимает ли ребенок, что читают слева направо?
Уровень слуховых способностей
В состоянии ли ребенок различать слова, начинающиеся на разные звуки, например лес-вес?
Может ли ребенок повторить за взрослым несколько слов или цифр?
Способен ли ребенок пересказать историю, сохранив основную мысль и последовательность действий?
Оценка отношения к книгам
Возникает ли у ребенка желание посмотреть книги самостоятельно?
Внимательно ли и с удовольствием он слушает, когда вы читаете ему вслух?
Задает ли ребенок вопросы о словах - что они значат и т.п.?
Общая и психологическая готовность Может ли ваш ребенок:
Объяснить с помощью слов, а не показывая пальцем, чего он хочет?
Вырезать ножницами с тупыми концами, причем ровно и не поранившись?
Слушать и следовать полученным указаниям?
Быть внимательным, когда кто-то с ним разговаривает?
Сосредоточиться хоть на десять минут, чтобы выполнить полученное задание?
Радоваться, когда ему читают вслух или рассказывают истории?
Положительно оценивать: я - человек, который многое может?
"Подстраиваться", когда взрослые меняют тему разговора?
Проявлять интерес к окружающим его предметам?
Ладить с другими детьми?
Ваши взаимоотношения с ребенком, ваша роль в подготовке его к учебе (тут важно отвечать честно хотя бы перед собой)
Нравится ли вам ваш малыш?
Слушаете ли вы то, что ребенок говорит?
Смотрите ли вы на малыша, когда он говорит с вами?
Стараетесь ли вы создать у ребенка ощущение значимости того, о чем он говорит?
Поправляете ли вы речь малыша?
Позволяете ли вы ребенку совершать ошибки?
Хвалите ли вы малыша, обнимаете ли его?
Смеетесь ли вы вместе с ним?
Отводите ли вы каждый день время для чтения ребенку и для бесед с ним?
Играете ли с малышом в какие-нибудь игры?
Поощряете ли вы интересы и увлечения ребенка?
Есть ли у малыша хотя бы одна-две собственные книги?
Есть ли у ребенка дома место, которое отведено только ему?
Стараетесь ли вы подать малышу пример, читая газеты, журналы, книги, вообще интересуясь окружающими событиями?
Обсуждаете ли вы с малышом и со всей семьей что-то интересное из прочитанного или услышанного вами?
Стараетесь ли вы сказать все за малыша, прежде чем он сам успеет открыть рот, в магазине или у зубного врача?
Смотрите ли вы телевизор вместе с ребенком?
Задаете ли вы малышу вопросы о смысле увиденного по телевизору?
Ограничиваете ли вы возможность ребенка смотреть телевизор?
Стараетесь ли вы ходить с малышом на прогулки?
Собираетесь ли вы сводить ребенка в зоопарк, в театр, в музей?
...Хочу обратить ваше внимание на то, что все перечисленные критерии - тоже далеко не истина в последней инстанции, и вовсе не нужно стараться, чтобы ваш ребенок соответствовал им всем без исключения и в полной мере: кстати, ориентируясь по этому тесту, не обязательно пользоваться только оценками "да" или "нет": допускаются и варианты "всегда, иногда, часто, редко, никогда".
Также здесь опять же стоит обратить внимание прежде всего на те критерии, на которых делают акцент педагоги именно той школы, которую вы наметили для своего ребенка (а еще лучше - которую выбрали вместе с ребенком).И никоим образом не нужно натаскивать ребенка, чтобы он знал и умел гарантированно больше, чем сверстники. Более того, такие "знания сверх требований" иногда могут быть даже опасными.
Автор статьи: Нарицын Н.Н., врач-психотерапевт, психоаналитик