Сегодня мы поговорим о готовности вашего ребёнка к школе, о том, какие трудности приходится преодолевать вашим детям и как помочь им хорошо учиться. Итак, первая четверть подходит к концу,
а с ней и те два месяца, которые отводятся на адаптацию ребёнка к школе. Успешность и безболезненность адаптации ребёнка к школе связаны в первую очередь с его готовностью к началу систематического обучения.
Организм должен быть функционально готов, т.е. должен достичь такого уровня развития отдельных органов и систем, чтобы адекватно реагировать на воздействие внешней среды.
А что же в действительности?
И тут выясняется, что уже сейчас, на данный момент, у детей появляются трудности в обучении. Причём, не только у неуспевающих учеников, но и у тех, кто как раз успевает по всем предметам.
Что же это за трудности и откуда они появляются? Что такое готовность к школе? Из чего она складывается и чем определяется?
Проблема готовности ребёнка к школе возникла несколько десятилетий назад. Когда встал вопрос - "Во сколько лет отдавать ребёнка в школу?" И решением этой проблемы заняты учёные практически во всех цивилизованных странах.
Методы обучения совершенствуются, современные дети тоже вроде бы развиваются быстрее... Поэтому многие родители думают что нечего ребёнку засиживаться дома - пусть идёт учиться раньше. Но с другой стороны, если
маленький ребёнок не готов, не окажутся ли запросы систематического обучения чрезмерными и не приведут ли к нарушениям его здоровья? Ведь у детей, не готовых к систематическому обучению, труднее и длительнее проходит период
приспособления к школе, у них гораздо чаще проявляются различные проблемы при обучении. Среди них значительно больше неуспевающих - не только в начальных, но и в старших классах. Именно у них чаще всего отличаются неполадки
со здоровьем и прежде всего нервно-психические нарушения. Известно, что одна из самых больших школьных бед и для детей, и для взрослых - неуспеваемость.
Так вот: более половины не готовых к школе детей успевают плохо! Значит борьба за успеваемость в значительной степени должна идти до школы. Важная примета интеллектуальной готовности не просто разрозненные знания,
представления о предметах, их свойствах, а прежде всего, умение увидеть связи, закономерности, желание ребёнка понять, что, отчего и почему.
На данный момент ваш ребёнок должен знать: свои имя и фамилию; возраст, где он живёт (город, улица, дом, квартира, № телефона); имена, отчества своих родителей, где работают. Знать мир, который его окружает, времена года;
деревья; животных; насекомых. Он должен не просто воспринимать действительность, а делать определённые выводы, размышлять. Чаще задавайте ему вопрос, почему ты так думаешь? Важно, чтобы ваш ребёнок научился сравнивать,
обобщать, сопоставлять. От многих родителей можно услышать такие слова: "Мой ребёнок столько знает, а учиться не может!"
Увы, определять готовность к школе лишь по запасу сведений и знаний - вечная ошибка родителей. Услышав от педагогов или ещё от кого-то сведущего, что необходимые условия готовности к школе: знать то-то и то-то,
родители в своих стараниях не знают меры, а возможности детей в расчёт не принимаются. Такие родители, не научив ребёнка толком шнурки завязывать, запихивают в него всевозможные сведения, не считаясь с возрастными
особенностями.
Нередко можно встретить таких ребят, которые знают стихи Вознесенского, Маяковского, но совершенно не знают слов детских песен. Они читают эти стихи наизусть, совсем не понимая смысла, не зная значения слов. Один знает
созвездия нашей галактики, но не знает, на какой улице живёт. Другой выучил почти наизусть энциклопедический словарь, но не умеет общаться со сверстниками, боится их, или наоборот очень драчлив и агрессивен, неспособен даже в течение
нескольких минут сосредоточиться на самой простой задаче.
Мы, учителя, хорошо знаем таких детей. Они приходят читающими, считающими, словом перспективными. А проходит полгода - и их "обгоняют" те, кто не умел ни читать, ни считать. Часто они, словно не слышат учителя, если он не
обращается непосредственно к ним, т.е. не работает с ними один на один. Занимаясь дома с мамой или бабушкой, они привыкли именно к такому типу работы. В условиях класса, к сожалению, возможности для работы с такими детьми минимальны,
и они быстро теряют интерес к учёбе, не умея самостоятельно сосредоточиться и активно работать. А родители не могут понять, в чём дело.
Поэтому тревогу врачей и педагогов вызывают не только неуспевающие, "неготовые" дети, но и хорошо успевающие. Именно эти дети выпадают из поля зрения родителей, и учителя. Тревожиться ведь, на первый взгляд, не о чем - ребёнок
учится хорошо! Но дело в том, что хорошая успеваемость ребёнка - при недостаточной психофизической готовности к обучению - достигается, как правило, очень дорогой ценой, вызывая чрезмерное напряжение, приводя к утомлению ( и переутомлению),
а в результате - к разного рода расстройствам, больше всего нервно-психофизической сферы. Этим детям необходимо особый, щадящий режим и особое внимание родителей.
Взрослые должны очень хорошо усвоить, что к распорядку дня детей приучают постепенно и настойчиво. Следует учить их не тратить много времени на режимные процессы (вставать, умыться, убрать кровать, быстро одеться, поесть и т.д);
учить поддерживать порядок в своих вещах, помогать по хозяйству.
Конечно же, в 6-ти, 7-ми летнем возрасте организованность только начинает формироваться, поэтому очень важно, чтобы начинающий не только учился выполнять требования взрослых, но и начинал сам предъявлять их к себе, проявлять личную
инициативу.
Хотелось обратить ваше внимание на то, что инициативность очень важна для нравственного становления личности. Поэтому следует поощрять любую проявленную, пусть даже пустячную инициативу, подчеркнуть её достоинство или,
напротив, указать их недостатки.
Помните, подчинение инструкциям взрослых развивает безынициативность, препятствует творческому началу и самостоятельности в воспитании ребёнка. Важно развивать и такие качества, как самостоятельность, активность, что является
очень важным показателем готовности к школьному обучению. Опытному учителю хорошо видно, насколько уверенно и легко входят в учебную деятельность дети, обладающие высоким уровнем самостоятельности, и как много проблем, преград встаёт
на пути тех, кто многое не умеет делать сам; как трудно проявить им себя, раскрыть грани своей души. Вот почему так важно каждому ребёнку в семье иметь посильные обязанности и постоянно с ними справляться, преодолевать себя, заставлять
делать то, что кажется трудным.
Сегодня трудность - это полить цветок, помыть посуду, вынести мусор и т.д., а завтра - это уже решить трудную задачу, выучить стихотворение, правило, написать рассказ, подготовить чтение по ролям. Взрослые должны знать, что именно
трудности развивают в детях способности, необходимые для их преодоления; что именно в преодолении трудностей и осуществляется развитие ребёнка.
Перечисляя факторы, оказывающие существенное влияние на развитие ребёнка мы отошли от основного - рациональной организации режима для школьника. Итак, ребёнок встал, сделал утреннюю зарядку, которая придаёт бодрость, прогоняет остатки сна;
позавтракал (завтрак обязательно должен быть горячим, и не стоит надеяться, что ребёнок поест в школе). Занятия в школе приходятся на период наиболее высокой работоспособности, а затем отличается спад работоспособности. Вот почему
вернувшемуся из школы ребёнку необходимо пообедать и обязательно отдохнуть - ни в коем случае не садиться сразу же за уроки (а так, к сожалению, бывает часто). Желательно, чтобы отдых был не лёжа у телевизора или занят просмотром очередного
фильма по видику, а на воздухе, в активных играх, в движении. По гигиеническим нормативам время прогулки для школьников младших классов 3-3.5 часа в день.
Нередки случаи, когда родители лишают детей прогулки в наказание за плохие оценки, нанося тем самым вред здоровью, ещё больше снижая работоспособность, а следовательно, и не давая улучшить учёбу. Лучшим отдыхом для детей ослабленных,
часто болеющих, со слабой нервной системой является полуторачасовой дневной сон в хорошо проветренной комнате. Это лучше всего восстанавливает работоспособность, способствует разгрузке опорно-двигательного аппарата и поэтому является
хорошей профилактикой нарушений осанки.
Очень важным моментом режима дня является приготовление домашних заданий. Официальное отсутствие домашних заданий вовсе не означает, что ничего на дом не задаётся. Выполнение домашних заданий объясняется, как правило, двумя причинами:
с одной стороны, личной инициативой родителей, желающих, чтобы ребёнок лучше успевал, и, с другой стороны, неофициальными рекомендациями учителя потренироваться в чтении, письме, счёте.
Но вот что настораживает. Часто их выполнение затягивается на час, на два, а то и больше. эо происходит потому, что не сформированы ещё у детей навыки самостоятельной работы, а родители требуют многократного переписывания заданий с
черновика на чистовик, заставляют сделать всё в один присест, не учитывая, что максимальная продолжительность работы у школьников примерно 30 минут, а у некоторых значительно меньше. Поэтому 15-ти - 20-ти минутные паузы совершенно необходимы
для сохранения работоспособности. Очень хорошо будет если провести физ. минутки под музыку. Имеет значение и время, когда ребёнок садится делать уроки. Оптимальным, является период с 15 до 16 часов, и если ребёнок садится делать уроки, когда мама
приходит с работы, в 18-19 часов, то такая работа малоэффективна и очень утомительна. Вот и сидит ребёнок, мучается вместе с мамой, переписывая с новыми ошибками задание с черновика на чистовик.
Начинать приготовление уроков нужно с менее трудных, затем переходить к наиболее сложному. Необходимо чтобы в режиме дня ребёнка было время на занятия по интересам; на чтение, просмотр телепередач. Кстати, младшим школьникам не стоит сидеть
у телевизора более 40-45 минут в день. А детям возбудимым, ослабленным лучше сократить и это время. Особенно важен для ребёнка достаточный сон. Чем младше ребёнок, тем больше он должен спать. Так, первокласснику необходимо спать 11.5 часов в сутки,
включая 1,5 часа дневного сна. Важно, чтобы время, когда ребёнок ложится спать, не зависело от каких-либо внешних причин, его желание или нежелание, а всегда было одним и тем же. Чтобы сон был глубоким и спокойным, нужно соблюдать элементарные гигиенические
правила: перед сном не играть в шумные и азартные игры, не заниматься спортом, не смотреть "страшные" фильмы, не устраивать перед сном "взбучку". Помните, что недосыпание не может не сказаться на функциональном состоянии организма ребёнка и его
работоспособности.
Как видите, вовсе не пустячное это дело, как думают многие родители,- соблюдение рационального режима дня. И последнее, на чём хотелось бы остановиться сегодня.
Дорогие родители, прислушайтесь к следующим советам!
- Верьте в возможности ребёнка, не сравнивайте его с другими детьми!
- Давайте ребёнку ощутить рост своих возможностей.
- Сопереживайте и радуйтесь вместе, любите его таким, какой он есть.
- Учитывайте его индивидуальные особенности. Обязательно подбадривайте застенчивого ребёнка.
- Не порождайте страх перед школой, неуверенность в своих силах.
- Дайте ему возможность раскрыться, помогите ребёнку прийти к успешности.
- Верьте, все успехи всегда постоянны, а неудачи временны.
защищенным, где ему уютно, в каком бы душевном состоянии он ни находился.
Дом - это то, куда готов
Ты возвращаться вновь и вновь
Радостным, грустным, нежным, злым
Еле живым.
Дом - это там, где вас поймут,
Там, где надеются и ждут.
Где ты забудешь о плохом -
Это твой дом.
У меня всё. Спасибо вам большое за внимание.
Роль семьи в воспитании детей.
"Главный смысл и цель семейной жизни - воспитание детей. Главная школа воспитания детей - это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери".
В.А. Сухомлинский.
Семья, родственные чувства, сплачивающие её членов, не утрачивают своего огромного значения на протяжении всей жизни человека. Любовь и поддержка особенно нужны детям, т.к. дают им чувство уверенности, защищенности, что необходимо для их гармоничного развития. Семья оказывает определённое влияние на становление личности в дошкольные и первые школьные годы жизни ребёнка. Справедливо утверждение, что в этот период роль семьи в полноценном развитии детей незаменима.
ПРАВА РОБЁНКА
Семья является частью общества, В ней, словно в капле воды, отражаются все происходящие в нём процессы, как положительные, тк и отрицательные. В то же время семья сама влияет на общество, поскольку в ней растёт будущий гражданин. Поэтому в результатах семейного воспитания заинтересованы обе стороны.
В Семейном кодексе Российской Федерации говорится о необходимости укрепления семьи, построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности всех её членов. Закон не допускает произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, обеспечивает беспрепятственное осуществление членами семьи своих прав.
Каждому родителю необходимо знать международные документы, определяющие права семьи и ребёнка. Так, в принятой ООН Конвенции о правах ребёнка признается, что "ребёнок является самостоятельным субъектом права", то есть имеет юридические права, интересы детей имеют приоритет перед интересами общества. Особо отмечается, что для всестороннего гармоничного развития каждого ребёнка ему необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания.
В Конвенции подчёркивается, что ребёнок имеет следующие права:
- на создание условий для развития способностей, талантов;
- на получение образования;
- на участие в играх, культурных, творческих, развлекательных мероприятиях.
В статье 57 Семейного кодекса говорится: "Ребёнок вправе выражать своё мнение при решении любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе судебного и административного разбирательства."
Права и обязанности родителей
В статье 63 Семейного кодекса РФ указывается:
Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей.
- Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развиттиии своих детей.
- Родители обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования. Родители с учётом мнения имеют право выбора образовательного учреждения и формы обучения до получения ими основного общего образования