КРИТЕРИИ И СПОСОБЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
Вся деятельность по моделированию,
построению и развитию воспитательной системы класса направляется на то, чтобы
учащийся – воспитанник в течение всего периода обучения в начальной школе смог развить личностные качества, необходимые
в дальнейшем для комфортного пребывания и успешного обучения в среднем звене,
освоил нормы культурной жизни.
Для определения
эффективности процесса воспитания необходимо сопоставить достигнутые результаты
с поставленной целью (по Н.Е. Щурковой).
В
качестве главного критерия оценки результативности воспитательной системы может
выступить воспитанность учащегося, ее изменение из года в год.
Если
целевым ориентиром воспитания является личность, способная строить жизнь,
достойную человека, то следовательно, основание такой жизни – истина, добро,
красота - могут выполнить роль показателей воспитанности школьников.
Для более
целостного и деятельного анализа и оценки результативности воспитательного
процесса можно использовать такие показатели:
·
внешний
облик человека – воспитанника;
·
физическое
и психическое развитие детей;
·
их
поведение;
·
качественность
разнообразной деятельности учащихся;
·
способности
и самочувствие детей;
·
ценностные
предпочтения;
·
отношение
ребенка к своему «Я»;
·
проявление
индивидуальности каждого ученика и классного сообщества в целом;
·
сформированность
классного коллектива;
·
сформированность
нравственного, познавательного, коммуникативного, художественного и физического
потенциала личности младшего школьника.
5
потенциалов личности младшего школьника:
1.
нравственный (ценностный) потенциал: восприятие и понимание учащихся таких
ценностей, как «семья», школа, учитель, Родина, природа, дружба со
сверстниками, уважение к страшим, потребность выполнять правила для учащихся,
умение различать хорошие и плохие поступки людей, правильно оценивать свои
действия и поведение одноклассников, соблюдать порядок и дисциплину в школе,
общественных местах, правила уличного движения;
2.
познавательный потенциал: наблюдательность, активность и прилежание к учебному
труду, устойчивый интерес к познанию;
3.
коммуникативный потенциал (овладение простейшими коммуникативными навыками):
умение говорить и слушать, способность сопереживать, сочувствовать, проявлять
внимание к другим людям, животным, природе; сформированию первичных навыков
саморегуляции;
4.
художественный потенциал: эстетическая восприимчивость предметов и явлений в
окружающей природной и социальной среде, наличие личностного (собственного,
индивидуального) эмоционально окрашенного отношения к произведениям искусства,
к элементам русской народной культуры;
5.
физический потенциал: соблюдение режима дня и правил личной гигиены, стремление
стать (быть) сильным, быстрым, ловким, закаленным.
Результативность воспитательной системы – это мера соответствия развития ценностных отношений ребенка и его разносторонних функций, обеспечивающих полноту человеческой жизни, тому уровню культуры, которого достигло человеческое общество на данный момент своего исторического развития. Смысл в том, чтобы уже в школьные годы воспитанники отучались от бездумного существования и точно знали, как строить жизнь, руководствуясь принципам истины, добра и красоты.
Критерии и способы изучения эффективности воспитательной системы
N |
Критерии |
Диагностические
методики |
1 |
Степень удовлетворенности
учащихся своим коллективом, школьной жизнью |
Методики «Какой у нас
коллектив» (автор А.Н. Лутошкин, А.Андреев. |
2 |
Состояние
эмоционально-психологических отношений в детской общности и положения в них
каждого ребенка |
Социометрия |
3 |
Уровень нравственного развития
личности учащихся и духовно-нравственной атмосферы в классном обществе |
Игра «Магазин» (автор О.В.
Соловьев) |
4 |
Уровень социальной
адаптированности, активности, автономности и нравственной воспитанности
учащихся |
Методика для изучения
социализированности личности учащихся (автор М.И. Рожков) |
5 |
Уровень нравственной
воспитанности |
Адаптированный вариант теста
«размышляем о жизненном опыте» (для младших школьников) автор Н.Е. Щуркова |
6 |
Наличие адекватной самооценки,
уверенности в своих силах и возможностях |
Опросник субъективного
отношения к самому себе. Тест «Цветок настроения» |
7 |
Определение интересов и
потребностей младших школьников, выявление направленности интересов |
Игра «Путешествие по морю
любимых занятий», методика «Цветик-самоцветик» (автор И.М. Витковская) |
8 |
Изменения, происшедшие в личности
школьника в течение учебного года |
Методика «Репка» Сочинение -
рассуждение «Каким я стал за этот год и почему?» |