Главная | Регистрация | Вход | RSS |
Мой сайт |
|
КРИТЕРИИ И СПОСОБЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ Вся деятельность по моделированию,
построению и развитию воспитательной системы класса направляется на то, чтобы
учащийся – воспитанник в течение всего периода обучения в начальной школе смог развить личностные качества, необходимые
в дальнейшем для комфортного пребывания и успешного обучения в среднем звене,
освоил нормы культурной жизни. Для определения
эффективности процесса воспитания необходимо сопоставить достигнутые результаты
с поставленной целью (по Н.Е. Щурковой). В
качестве главного критерия оценки результативности воспитательной системы может
выступить воспитанность учащегося, ее изменение из года в год. Если
целевым ориентиром воспитания является личность, способная строить жизнь,
достойную человека, то следовательно, основание такой жизни – истина, добро,
красота - могут выполнить роль показателей воспитанности школьников. Для более
целостного и деятельного анализа и оценки результативности воспитательного
процесса можно использовать такие показатели: ·
внешний
облик человека – воспитанника; ·
физическое
и психическое развитие детей; ·
их
поведение; ·
качественность
разнообразной деятельности учащихся; ·
способности
и самочувствие детей; ·
ценностные
предпочтения; ·
отношение
ребенка к своему «Я»; ·
проявление
индивидуальности каждого ученика и классного сообщества в целом; ·
сформированность
классного коллектива; ·
сформированность
нравственного, познавательного, коммуникативного, художественного и физического
потенциала личности младшего школьника. 5
потенциалов личности младшего школьника: 1.
нравственный (ценностный) потенциал: восприятие и понимание учащихся таких
ценностей, как «семья», школа, учитель, Родина, природа, дружба со
сверстниками, уважение к страшим, потребность выполнять правила для учащихся,
умение различать хорошие и плохие поступки людей, правильно оценивать свои
действия и поведение одноклассников, соблюдать порядок и дисциплину в школе,
общественных местах, правила уличного движения; 2.
познавательный потенциал: наблюдательность, активность и прилежание к учебному
труду, устойчивый интерес к познанию; 3.
коммуникативный потенциал (овладение простейшими коммуникативными навыками):
умение говорить и слушать, способность сопереживать, сочувствовать, проявлять
внимание к другим людям, животным, природе; сформированию первичных навыков
саморегуляции; 4.
художественный потенциал: эстетическая восприимчивость предметов и явлений в
окружающей природной и социальной среде, наличие личностного (собственного,
индивидуального) эмоционально окрашенного отношения к произведениям искусства,
к элементам русской народной культуры; 5.
физический потенциал: соблюдение режима дня и правил личной гигиены, стремление
стать (быть) сильным, быстрым, ловким, закаленным. Результативность воспитательной системы – это мера соответствия развития ценностных отношений ребенка и его разносторонних функций, обеспечивающих полноту человеческой жизни, тому уровню культуры, которого достигло человеческое общество на данный момент своего исторического развития. Смысл в том, чтобы уже в школьные годы воспитанники отучались от бездумного существования и точно знали, как строить жизнь, руководствуясь принципам истины, добра и красоты. Критерии и способы изучения эффективности воспитательной системы
|
Free counters
|