Школа - семья - ребёнок
Иногда родители полагают, что с приходом ребёнка в школу снижается роль семьи в его воспитании, ведь основное время теперь дети проводят в стенах школы. Отметим, что влияние семьи не только не снижается, но и возрастает.
Из истории образования. "Нельзя сводить духовный мир маленького человека к учению. Если мы будем стремиться к тому, чтобы все силы ребёнка были поглощены уроками, жизнь его станет невыносимой. Он должен быть не только школьником, но прежде сего человеком с многогранными интересами".
В.А. Сухомлинский
Обратим внимание на слова выдающегося педагога В.А. Сухомлинского. Он говорит о том, что семья весомую долю заботы о всестороннем развитиии ребёнка. Родителям нужно хорошо понимать, какой вклад вносит семья в процесс влияния на младшего школьника, каковы требования учебного заведения к уровню образованности, воспитанности ребёнка. Это важно для того, чтобы не возникли ситуации, когда в школе требуют одно, а в семье другое. Если у родителей появляются сомнения в правильности требований учителя и методике обучения, следует поговорить об этом с педагогом, а не пытаться дома переучить ребёнка.
Какую помощь может оказать семья ребёнку, начинающему обучение в школе?
- Воспитывайте у ребёнка отношение к учёбе не как к тяжкой повинности, навязываемой взрослым, а как к познанию мира, проявляйте сами уважение к учителю, раскрывайте детям особенности и значение его труда, воспитывайте интерес к одноклассникам. Имейте в виду, что информация о школе, учителе, детях, которую вы получаете от своего ребёнка, может быть субъективной, искажённой. Необходимо самим быть ближе к школе, чтобы иметь реальные представления о том, в какой помощи нуждается ребёнок.
- Терпимо относитесь к тому, что ребёнок не сразу усваивает новые знания, овладевает учебными навыками, не впадайте от этого в панику и не делайте преждевременных выводов. Старайтесь избегать таких оценок: "не думал", "не стараешься", "не выучил". Если ребёнок всё время боится, что его будут ругать за плохую успеваемость, накажут, это не только не способствует желанию учиться, интересу к знаниям, но и вызывает отрицательное отношение к школе и учителю, разрушает взаимопонимание детей и родителей. Страх - плохой помощник, как в воспитании, так и в обучении.
- При возникших у ребёнка трудностях в обучении не обвиняйте в них самого. Чрезмерная строгость, осуждение, угрозы не только не стимулируют желание преодолевать трудности учения, но и лишают ученика уверенности, что он с ними справится, формируют чувство вины, сознание собственной неполноценности. Постарайтесь вместе с учителем разобраться в причинах возникших трудностей и помогите устранить их. Задумайтесь над тем, что вы сами делаете не так. Почему ребёнок испытывает трудности? Как помочь ему их преодолеть?
- Ни в коем случае ребёнок не должен ощутить, что неуспех в школе могут лишить его любви родителей. Если члены семьи ставят своё отношение к школьнику в зависимость от полученных им оценок ("я не могу и не хочу любить двоечника"), то они отдаляют его от себя, а значит, уменьшают возможность своего влияния на него.
- Почаще хвалите ребёнка, особенно в первый год школьной жизни. Он должен ощущать, что в него верят: " Я знаю, ты этому обязательно научишься, у тебя уже стало лучше получаться". Только уверенность ребёнка в том, что он любим, принят родителями таким, какой есть, помогает ему добиться успеха.
За то, что ты - внук,
За то, что - малыш,
За то, что растёшь,
За то, что на папу и маму похож.
И эта любовь до конца твоих дней
Останется тайной опорой твоей.
Особого внимания семьи требуют эмоционально чувствительные, ранимые, застенчивые дети, которые болезненно реагируют на замечания учителя, насмешки сверстников, глубоко переживают собственные неудачи и ошибки, что может стать причиной негативного отношения к школе и даже отказа её посещать. Родителям таких детей нужно рассказать учителю об индивидуальных особенностях ребёнка, помочь ему в налаживании отношений с одноклассниками. Важно с пониманием относиться к переживаниям детей, ненавязчиво побуждать рассказывать о своих взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми вне семьи. Это поможет правильно оценивать как собственные поступки, так и критические замечания, сделанные ребёнку: "Давай подумаем, почему дети не захотели с тобой играть", "Правильно ли ты оценил свою работу?" и т.п.
Постепенно у младшего школьника формируется потребность делиться с близкими своими переживаниями, искать у них совета и помощи. Будьте при этом доброжелательными советчиками, а не строгими судьями. Какие бы отрицательные чувства ни вызывали у вас его рассказы, постарайтесь сдерживаться, спокойно, справедливо и доброжелательно разберитесь в ситуации. Если вы начнёте упрекать и обвинять ребёнка, не рассчитывайте на его откровенность. В то же время нельзя постоянно фиксировать внимание на детских переживаниях, связанных со школой и одноклассниками, показывать свою тревогу, чрезмерно опекать ребёнка, решая за него все проблемы, лишая его самостоятельности.
При установлении взаимодействия школы и семьи в воспитании младшего школьника важно учитывать также то, что авторитарность родителей, акцентирование недостатков детей порождают у них тревожность, безынициативность. Сверстникам не интересно с такими детьми. Трудно устанавливать взаимоотношения и тем детям, которые до школы общались преимущественно со взрослыми, а также чрезмерно опекаемым в семье. Они в классе робки, незаметны, необщительны, при этом многие из них хорошо воспитаны и добры. Поскольку у них не развито умение взаимодействовать с другими детьми, сверстники выбирают в друзья энергичных, инициативных, самостоятельных. Застенчивые дети чувствуют себя более уверенно, когда занимаются тем, то умеют, с чем легко справляются.
Недостаток внимания, проявления родительской любви, общения с ребёнком отрицательно сказывается на его эмоциональном и нравственном развитии, на его мировосприятии. Изучение малолетних правонарушителей показало, что они страдали от недостатка любви в семье. Нельзя забывать, что младший школьник ещё во многом живёт эмоциями и что именно эмоциональная среда оказывает влияние на его духовный мир. Положительный климат семьи, где преобладают радость, оптимизм, душевность, любовь и нежность, нужен ребёнку для его психического здоровья.
То, как взрослые реагируют на происходящее в окружающей жизни, имеет огромное значение для формирования представлений ребёнка, который откликается на всё происходящее эмоциональными средствами: смехом, гневом, жестикуляцией, мимикой. Ребёнок внушаем, склонен к подражанию, он чутко воспринимает и перенимает все эмоциональные реакции. Поэтому, если вам что-то не нравится в ребёнке, его нравственном облике, вспомните: ребёнок в какой-то степени является вашим зеркальным отражением.
Доброжелательность, внимание родителей друг к другу, к ребёнку естественно перенимаются им, так же как и грубость, неуважение, раздражительность. В некоторых семьях не принято проявлять нежные чувства друг к другу. Иногда за внешней сдержанностью кроются уважение и любовь. Это не всегда может понять и почувствовать ребёнок, его потребность в ласке, в выражениях родительской любви к нему не удовлетворяется, что может нанести ему серьёзную душевную травму, вызвать в будущем проблемы в отношениях с отцом и матерью. Большое значение также имеет реакция взрослых на различные жизненные ситуации. Важно различать, существенный или незначительный повод вызвали те или иные эмоции родителей, соответствуют ли проявленные чувства происшедшему. Например, сын разбил чашку. По этому поводу можно раскричаться, вспомнить ещё несколько промахов ребёнка, создать на весь день тяжёлую атмосферу взаимного недовольства. Адекватна ли такая реакция, соответствует ли напряжённость чувств существу происшедшего (торопливость, невнимательность, случайность и др.), пожалеть о разбитой чашке и поставить на этом точку.
Созданию спокойной обстановки в семье помогает критичное отношение взрослых к своим действиям, учёт их влияния на ребёнка. Нельзя вымещать на близких, тем более на ребёнке своё плохое настроение. Конечно, у взрослых могут быть серьёзные поводы для чувства тревоги, недовольства. Дети не могут не знать о тех трудностях, с которыми сталкиваются родители вне семьи, но это не значит, что свои взрослые проблемы можно перекладывать на плечи ребёнка, создавать гнетущую атмосферу в доме.
А часто ли в вашей семье звучат ласковые слова по отношению друг к другу, к детям? Попробуйте за собой понаблюдать: сколько раз в течение дня вы обратились к ребёнку или кому-о из членов семьи с выражением любви, расположения, удовлетворения его поступками, делами и сколько раз выражали своё неудовольствие, раздражение. Преобладание того или другого и определяет стиль отношений в семье и то, как будут развиваться качества личности, которые вы хотели бы воспитать у вашего ребёнка: доброжелательность, оптимизм, способность к состраданию, сочувствию.
Подумайте, уважаемые родители, над всем, что вы сегодня прочитали, и, если вы считаете нужным исправить что-то в вашем отношении к своему ребёнку, то начинайте делать это уже сегодня. Помните о той значимой роли, которую вы играете в жизни ваших детей. Успехов вам!