Цветы в творчестве поэтов и страницах книг, и эти страницы пробуждают в нашей душе чувство красоты. С древнейших времён цветы занимают особое место в творчестве поэтов и писателей всего мира. В одной библейской легенде упоминается, например, о лилии выросшей из слёз Евы, изгнанной из рая. В древнерусском сказании о новгородском купце Садко, говорится об отвергнутой им морской царевне, из слёз которой появились ландыши. А один из греческих мифов повествует о юноше Нарциссе и цветке названным его именем.Не только древние, но и авторы более поздних эпох, так или иначе, затрагивали эту тему в своих произведениях. Особую роль в её развитии играют русские писатели и поэты, считающиеся непревзойденными общепризнанными мастерами описания природы. Русский свободный дух и восхищение необъятными просторами, вот что выгодно отличает авторов русской школы от их коллег из душной индустриальной Европы. Даже далекий от идей поэтов "серебряного века", Валерий Брюсов, являясь жёстким, волевым и ярким представителем символизма в литературе, в своём возмущении массовой урбанизацией, протесте против бездушного городского хаоса, не мог пройти мимо мирного созерцания природы. Вот что пишет он в своём стихотворении "Фиалка" в 1912 году. "Цветики убогие северной весны, Веете вы кротостью мирной тишины Ландыш клонит жемчуг крупных белых слез, Синий колокольчик спит в тени берез, Белая фиалка высится стройна, Белая ромашка в зелени видна, Здесь иван-да-марья, одуванчик там, Желтенькие звезды всюду по лугам, Изредка меж листьев аленький намек, Словно мох, бессмертный иммортель-цветок, - Белый, желтый, синий - в зелени полян, Скромный венчик небом обделенных стран." Поэзия же Афанасия Фета, напротив, не соответствовала духу времени и накаляющейся социально-политической обстановке второй половины 19-го века. Его стихи не были признаны широкой публикой при жизни поэта, но в то же время находили своих восхищенных поклонников в литературных кругах. Это один из замечательнейших русских поэтов - пейзажистов. В его стихах во всей своей красоте предстают все времена года: и лето, и зима, и весна с цветущими деревьями, с первыми цветами, и осень с журавлями, кричащими в степи. "О первый ландыш! Из-под снега Ты просишь солнечных лучей; Какая девственная нега В душистой чистоте твоей!" Эти строки, точно передающие настроение природы и разнообразие её состояний, ставят Фета в этой области литературы в один ряд с таким столпом русской поэзии, как Фёдор Тютчев.Достоевский сравнивал Тютчева, как лирического поэта с Пушкиным, а Толстой считал, что он даже превосходит его. Но в отличие от других поэтов, описывающих природу, описания Тютчева не детализированы, а носят общий, абстрактный характер."Не то, что мните вы, природа, Не слепок, не бездушный лик: В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык". (Федор Тютчев) Тютчев очень часто, в своих стихах, говорит о цветах, но только в единичных случаях называет их. Тем самым, передавая не конкретику природы, а общий её настрой и энергетику. Но всё же и у него есть исключения: "Не о былом вздыхают розы И соловей в ночи поет; Благоухающие слезы Не о былом Аврора льет…" Совершенно другим автором был Александр Блок. В первую очередь при разговоре о цветах в литературе, его имя и ассоциируется с розами и Иисусом Христом из поэмы "Двенадцать": "В белом венчике из роз / Впереди - Иисус Христос" и более раннего стихотворения посвященного Евгению Иванову: "Вот Он - Христос - в цепях и розах". Но Блок был ещё и автором поэмы "Ночная фиалка", написанной в 1906 году. Поэмы, где реальность слита с книжной романтикой, снами и мифами, ожиданием чуда и наступления царства красоты.Не мог Александр Блок не писать так ярко и самобытно, как и не мог он забыть того старого сада его детства, с главным его украшением - сиренью. Сада, принадлежащего его тёте, поэтессе Екатерине Андреевне Бекетовой, автору прекрасных слов: "Поутру, на заре, По росистой траве Я пойду свежим утром дышать; И в душистую тень, Где теснится сирень, Я пойду свое счастье искать..." Эти стихи впоследствии были положены на музыку Рахманинова и стали одним из самых популярных романсов своего времени.А разве можно не упомянуть здесь \ такого великого писателя, как Иван Тургенев? С его строчками: "И ты срываешь стебель зыбкой. В петлицу бережной рукой Вдеваешь, с медленной улыбкой, Цветок, погубленный тобой" И только ему свойственными стихами в прозе: «Она увидала розу, схватила ее, взглянула на ее измятые, запачканные лепестки, взглянула на меня, - и глаза ее, внезапно остановившись, засияли слезами". А Анну Ахматову, с её огромным количеством фиалок, лилий, георгин и маргариток, встречающихся практически в каждом раннем стихотворении? А Александра Сергеевича Пушкина, хранившего подаренный ему Анной Керн гелиотроп? А Жемчужникова? Бунина? Алексея Константиновича Толстого? "И анютиных глазок стая Бархатистый хранит силуэт - Это бабочки, улетая, Им оставили свой портрет…" (А.Ахматова)"Шиповник так благоухал, Что даже превратился в слово. И встретить я была готова Моей судьбы девятый вал." (А. Ахматова) "Темной ночью белых лилий Сон неясный тих. Ветерок ночной прохладой Овевает их. Ночь их чашечки закрыла, Ночь хранит цветы В одеянии невинном Чистой красоты." (И. Бунин)Да разве всех перечислишь...Люди живут и умирают. А цветы, пока ими любуются и восхищаются - вечны. "Как хороши, как свежи были розы В моем саду! Как взор прельщали мой. Как я молил весенние морозы Не трогать их холодною рукой!" (И. Мятлев.)Это стихи русского поэта Ивана Петровича Мятлева, жившего в одно время с А.С.Пушкиным и М.Ю.Лермонтовым. Все, что было написано Мятлевым, давно забыто, а вот эти стихи живут. Вот что сказал Яков Хелемский о русском поэте Иване Мятлёве:"Остаться можно в памяти людской Не циклами стихов и не томами прозы, А лишь одной-единственной строкой: "Как хороши, как свежи были розы!"Задумчивая элегия Мятлева возродилась в конце прошлого века в "Стихотворениях в прозе" И.С.Тургенева. Одно так и называется: "Как хороши, как свежи были розы", и в нем с проникновенной грустью говорится о воспоминаниях ушедшей молодости. А еще два десятилетия спустя строки Мятлева вдохновили знаменитого русского скульптора Беклемишева на создание статуи из мрамора "Как хороши, как свежи были розы", изображающей молодую девушку с букетом увядших роз. |
|