Чтобы поэтапно показать взаимосвязь
воспитательной работы в цепочке
« учитель- ученик– родитель» в течение 4 лет – воспользуюсь следующей таблицей.
Этапы построения |
Ученик |
Учитель |
Родитель |
1 этап – этап адаптации и ориентации (1 класс) |
Ребенок делает «первые открытия» в школьной жизни:
первый звонок, первый урок, первые поручения, первые успехи и первые
огорчения… Он овладевает основными общеучебными умениями: организовывать свое
рабочее место; оформлять записи в тетради и работать с учебником; совместно с учителем планировать свою деятельность,
ставить учебные цели и контролировать степень их выполнения. Ученик получает первый опыт выполнения
поручений, индивидуальной и групповой деятельности. |
Педагогу необходимо познакомиться со своими учениками,
помочь осознать им свой новый статус – «ученик», сделать процесс адаптации к
школьной жизни как можно более легким и радостным, создать условия для
достижения учениками первых успехов в школе. |
Родителю важно также адаптироваться и привыкнуть к
мысли о том, что его ребенок уже ученик, найти свое место в классном и
школьном сообществе. Определить для себя: «Кем я буду в этом классе?» -прохожим, изредка забегающим на родительские собрания; -«клиентом», который всегда прав и готов «потреблять»
образовательные услуги; или -помощником, со-трудником, человеком сопричастным и
сопереживающим |
|
|||
2 этап – этап включения (2 класс) |
На данном этапе происходит формирование детского
коллектива, начинается работа по созданию системы традиций класса. Этому
способствует участие класса во внутришкольных мероприятиях. Интеллектуальный
марафон, где ученики приобретают опыт командного участия. Начинает формироваться система классного ученического
самоуправления. Каждый год ученик
может попробовать свои силы в различных аспектах жизнедеятельности класса,
приобрести опыт выполнения различных поручений. Формируется система собраний классного сообщества,
классных часов и других внутриклассных мероприятий. Таким образом, дети активно включаются в процесс
совместной деятельности. А так как все
они очень разные, самобытные, и стремятся проявить себя, то не всегда умеют
договориться друг с другом. |
Во 2 классе появляются отметки по учебным
предметам. Поэтому для классного
руководителя особенно важным аспектом деятельности становится сопровождение
детей в учебной деятельности и своевременное выявление учебных затруднений и
решение социально-эмоциональных проблем. Кроме того, учитель создает условия при подготовке к различным мероприятиям,
при которых необходимо включение учащихся в совместную деятельность, в
которой дети учатся договариваться друг с другом, прислушиваться к иной точке
зрения, аргументировать свои предложения, т.е. сотрудничать друг с другом. |
Родителям также включаются в процесс сопровождения
своих детей, т.к. некоторые учебные и социально-эмоциональные проблемы
невозможно решить без их участия.
Родителям также предлагаются вариативные формы участия в жизнедеятельности
класса. Например, участие в родительских комиссиях (финансов-стратегическая,
культурно образовательная и комиссия по оборудованию), а также во внеурочной
деятельности. |
|
|||
3 этап – этап функционирования (3 класс) |
На данном этапе ребенок вместе с учителем определяет
свою траекторию (область) успешности. Идет поиск ответов на вопросы: Какой я?
Как могу себя проявить? Но здесь встает еще один важнейший вопрос: Что может
считаться успехом? Поэтому основным аспектом воспитательной работы
является нравственная (ценностная) ориентация ребенка. Дети совместно с классным руководителем начинают
формировать Портфолио Достижений, куда входят такие разделы как: -Сам о себе -Я и моя семья -Я и мой класс -Я и моя школа. -Я и мой город |
Учитель продолжает создавать условия для развития
традиций класса, поддерживает детские инициативы, в том числе и в подготовке,
и в планировании и реализации различных мероприятий. Увеличивается степень
самостоятельности учащихся. Однако основное внимание уделяет «философии
поступка», т.к. любые ценности проявляются только в поступке. А без этого
невозможен подлинный успех. |
Родители
являются помощниками при формировании Портфолио Достижений, а также
при проведении всех классных мероприятий,
как в учебной, так и внеучебной деятельности. |
|
|||
4 этап – рефлексии 4 класс |
Это важный этап
в жизни четвероклассника. С одной
стороны, надо подводить итоги обучения в начальных классах, а с другой, определить для себя «новые горизонты»,
которые откроются на новой ступени обучения. Поэтому ребенку важно осознать, в чем он может быть
успешен, в чем его сильные стороны и где его «точки роста». |
Для учителя на данном этапе важным является анализ его
собственной деятельности, определение того, что из сделанного он возьмет в
следующее путешествие, а какой багаж (опыт) является балластом. Учителю важно
понять, как расширился его профессиональный и личностный «горизонт» |
Для родителя это важный этап, на котором у него есть возможность сравнить свои ожидания по отношению к ребенку и школе с достигнутыми результатами, может быть, пересмотреть свои стереотипы, увидеть, как обогатился опыт ребенк |
Повышение уровня психолого-педагогических знаний
реализуется через индивидуальные и тематические консультации, открытые уроки и
внеклассные мероприятия, общешкольные конференции для родителей.