Причины невыполнения младшими школьниками правил культурного поведения
Причины невыполнения младшими школьниками правил культурного поведения
Многие дети в начальных классах умеют выполнять и выполняют правила культурного поведения. Они ведут себя достойно в школе, в семье, в общественных местах. Но волнует другое. Еще часто в среде школьников, даже младших, встречается грубость, неряшливость, невоспитанность, несоблюдение приличий, отсутствие элементарного вкуса в одежде. Это вызывает тревогу учителей, родителей и общественности.
Часто учитель приучает детей к культуре поведения от случая к случаю. Если дети не знают, как нужно вести себя в конкретной ситуации, учитель разъясняет, показывает, как надо себя вести, организует упражнения, выдвигает требования, контролирует поведения. Если дети нарушают норму, им указывают на ошибку, Вся эта работа, связанная с конкретной, что только возникшей ситуацией, дает, конечно, некоторый положительный результат, но и стихийность и случайность могут привести к существенным пробелов в воспитании культуры поведения. Поэтому одна из причин нарушения правил заключается в том, что дети просто их не знают. Например, дети не знают, что считается невежливым подавать первую руку, когда здороваешся со взрослым, или неприлично сидеть, когда разговариваешь с взрослым, если он стоит.
Устранить эту причину легко. Содержание правил культурного поведения достаточно полно и подробно раскрыто во многих специальных книгах, брошюрах, статьях, в популярных и педагогических журналах. Итак, учитель, заметив, какие правила неизвестны детям, а иногда и родителям, должен рассказать о них.
Другие правила дети знают, но не умеют их выполнять. Например, они знают, что взрослому надо уступить место в транспорте, и уступают, но часто делают это навязчиво и подчеркнуто. Получается, учитель должен не только рассказать ох том или ином правиле, но и показать, как надо его выполнять.
В других случаях дети знают правила, но не выполняют их. Например, они знают, что надо соблюдать гигиенические правила: чистить зубы, пользоваться носовым платком, быть опрятным, следить за своей одеждой и обувью, но не делают этого, главным образом, из-за лени, отсутствия волевого усилия, когда надо заставить себя сделать то " , чего не хочется. Некоторые правила дети не выполняют, считая их ненужными и неважными. Они убеждены, что многие правила придумали взрослые и заставляют их выполнять, а на самом деле для жизни эти правила не имеют никакого значения. В этом случае дети сознательно не соблюдают известных им норм, например, в своем детском обществе, в коллективе сверстников они не говорят слов вежливости ( «спасибо», «пожалуйста» и др.), не считают зазорным быть грязной и грубой Получается, только знания правила поведения не делает школьников воспитанными и культурными. Усвоение правил поведения предполагает позитивное отношение к ним школьников и активное стремление следовать правилам.
Важно добиться того, чтобы требования, связанные с выполнением правил культурного поведения, шли не только от взрослых, но и от самих школьников. Некоторые подростки считают, что! можно быть хорошим гражданином, не выполняя правил культурного поведения. Под влиянием таких «нигилистов» и младшие перестают, выполнять даже простые правила вежливости, боясь быть осмеянными. Преодоление такого мнения - важная задача учителя. Начиная работу по воспитанию культуры поведения, учителю необходимо формировать общественное мнение в детском коллективе, которое регулировало бы и соответствующим образом оценило выполнение (или невыполнение) простых норм поведения. Коллектив детей с помощью взрослых должен выработать правила, выполнение которых считается необходимым. Тогда требования придерживаться определенных норм будут исходить не только от взрослых, но и от самих детей, от школьного коллектива.
Одна из серьезных причин невыполнения детьми правил поведения лежит в окружающих ребенка людях. Дело в том, что взрослые далеко не всегда являют собой образец поведения в общественных местах, дома, на улице. Они бывают нервными и грубыми, бестактным и невежливым, т.е. позволяют себе такое поведения, резко осуждается у детей.
Итак, воспитывая культуру поведения, сами взрослые должны постоянно строго и придирчиво следить за своим поведения, быть образцом для детей. Это одно из основных положений педагогики должно быть донесено до родителей и других воспитателей детей.
Часто дети не следуют правилам культурного поведения потому, что взрослые не соблюдают единства в тех требованиях, которые предъявляют детям. Разнобой в требованиях бывает значительным. Не одинаковые требования предъявляет школа и семья. Внутри школы не все педагоги бывают единодушны в требованиях к ученикам, точно так же в семье не все взрослые солидарны в педагогических взглядах. Так, характер требований, их последовательность и объем бывают разными у отца и матери, бабушек и дедушек и другие члены семьи. Поэтому ребенок не всегда выполняет обязательные правила, а приспосабливается к требованиям различных взрослых. В этом случае дома он может быть вежливым, а в школе грубым, и наоборот. Быть предупредительным отношении родителей и, невнимательным и бестактно по отношению к бабушке.
Большое значение в воспитании культуры поведения имеет личный пример родителей. Дети наблюдают за взрослыми, их поведения, взаимоотношениями, манерами. Если родители внимательны друг к другу, приветливые, вежливые, предупредительные, верны. Своему слову, те и их дети, как правило, вырастают хорошо воспитанными. Значительно труднее воспитать навыки и привычки культурного поведения у ребенка, если в семье не принято быть вежливыми, взрослые не уважают друг друга, сквернословлю, а в доме не соблюдается чистота и порядок.
Воспитание культуры поведения проходит успешно, если родители и школа находят общий язык, осуществляют единые требования к поведению детей.