Предисловие. В условиях современного мобильного мира развитие становится атрибутивной характеристикой не только социальных систем, но и личности. В социологии инноватики всесторонне обосновывается характер необходимых изменений в образовании как социальном институте, где формируется интеллектуальный ресурс государства. В данных условиях интерес к дидактическим системам, в основу которых заложен принцип развивающего обучения, усиливается. Система Л.В. Занкова, построенная на экспериментальном психолого-педагогическом основании, сформировалась в конце 50-х годов ХХ века. Результатом проведенных под руководством Л.В. Занкова исследований, как известно, стало описание дидактических особенностей обучения, обеспечивающих эффективное развитие школьников, а также создание соответствующей учебно-методической базы: программ, учебников, методических пособий. Центральной задачей в рассматриваемой системе обучения является психическое развитие ребёнка как развитие ума, воли чувств. Всё это создаёт, по мысли автора концепции, надёжную основу для усвоения знаний, умений и навыков. Вовлечение в процесс обучения не только интеллектуальных, но и эмоционально-волевых качеств и стремлений обучающихся является, в свою очередь, базисом развития духовного потенциала личности, обеспечивает условия для формирования духовного здоровья детей. При этом сам процесс обучения предполагает достаточно высокий уровень субъектности ученика в обучающем процессе, актуализацию процессов смыслотворчества. Подобный подход определяет богатство предметного содержания образования в системе Л. В. Занкова, многообразие различных активных видов деятельности в учебно-воспитательном процессе. В данной системе методике присуще свойство вариативности, а организационным формам учебных занятий- динамичность и гибкость. Одна из важнейших задач учителя здесь - создание благоприятной, комфортной обстановки в классе как условия активного включения учащихся в процесс усвоения и присвоения учебной информации, самостоятельного добывания знаний. Говоря современным языком, система обучения Л. В. Занкова ориентирована в большей степени на развитие социальных компетенций, эмпатийного отношения к одноклассникам. Сказанное позволяет определить рассматриваемую систему не только как дидактическую, но и педагогическую. Всё это предъявляет и достаточно высокий уровень требований к уровню профессиональной компетентности педагогов, развитию их творческих способностей. Предельно краткая обобщённая характеристика системы развивающего обучения Л. В. Занкова позволяет говорить о том, что она относится к числу тех, которые призваны обеспечить новое качество образования в современной школе. Иными словами, сферой научных интересов выдающегося отечественного педагога и психолога в середине ХХ века был круг проблем, которые стали предметом широкого обсуждения в образовании на рубеже ХХ и ХХI столетий - в эпоху смены культурно-исторических парадигм и развития инноватики. Не случайно именно в это время Министром образования России создаётся учебно-методический центр Л. В. Занкова, а с 1996 сама система становится государственной образовательной системой. При этом сама цель обучения в педагогической системе Л.В. Занкова - достижение оптимального развития личности каждого ученика - определяет поисковой характер деятельности учителя, работающего в рамках характеризуемой системы. Достаточно сложные и многогранные задачи, на которые ориентирована педагогическая система Л.В. Занкова, предполагают не только многообразие организационных форм урока, но и введение (внедрение) интеграции обучающе-развивающего компонента во внеклассную деятельность. При этом общая ориентация на развитие личности позволяет говорить об особой роли обобщающих уроков и внеклассных мероприятий, позволяющих ученику максимально проявить свою индивидуальность. Нестандартные уроки обобщения знаний. Праздники знаний в системе развивающего обучения.
На начальном этапе обучения эмоциональный аспект развития личности способствует возникновению у ребёнка потребности в интеллектуальной деятельности. Процесс обучения по технологии развивающего обучения строится в условиях, насыщенных положительными эмоциями отношений между учителем и учащимися. Созданию благоприятной обстановки способствует богатство содержания учебных программ, разнообразие форм организации работы с младшими школьниками, что позволяет каждому ученику реализовать свои потенциальные возможности. Основной тезис педагогического кредо работающих по системе Л.В.Занкова учителей - "Обучаем, развиваем, воспитываем". Развитие интереса к учению, формирование положительной мотивации школьной деятельности - одна из основных задач учителя, обучающего детей на высоком уровне трудности. Чтобы с успехом преодолеть трудности, разрешать разнообразные коллизии, ученику необходимо постоянно реализовывать свой интеллектуальный потенциал, что способствует в конечном счёте гармоничному развитию личности. Целенаправленная работа учителя невозможна без создания положительной эмоциональной атмосферы, на фоне которой даже трудные задания кажутся интересными и доступными. Одним из средств формирования положительной мотивации является проведение праздников знаний первого сентября и в конце каждой учебной четверти. Первого сентября учащиеся получают эмоциональный настрой на напряжённый интеллектуальный труд в течение всего учебного года. В конце учебной четверти, когда накапливается усталость, такой праздник также необходим. Дети по-новому могут посмотреть на процесс учения, увидеть его положительные стороны,и, уходя на каникулы, помнить, что "школа - это хорошо", "учиться это интересно". Какова технология проведения праздника знаний? В течение многих лет в школе накоплен опыт использования разнообразных форм их проведения. Основная цель проведения праздников - это обобщение знаний, повторение основных учебных понятий, изученных в течение четверти, уяснение того, что знания - это тот капитал, который невозможно потерять, это то, что делает человека богаче и интереснее. Если предлагать этот тезис в игровой форме в течение четырех лет, то в итоге это становится личным убеждением растущего человека, обучающего в режиме развития. Первоклассникам, которым ещё сложно ощущать себя учениками, необходимо помочь в этом. Поэтому в первом классе праздник готовит учитель и работает с детьми фронтально, Праздник заканчивается вручением сладких призов как поощрение за участие в ходе урока. Вначале детям предлагается вспомнить названия школьных предметов, которые они изучают, и только после этого даются задания из разных областей знаний. Во втором-четвёртом классах детям очень интересна командная игра или игра, основанная на личном зачёте очков (баллов). Сюжеты и темы можо предложить самые разнообразные: Осень. Новый год. Весна. Лето. Умники и умницы. Умный портфель. Город предпринимателей. В четвёртом классе учащиеся, разделившись н6а команды, сами готовят задания для команды-соперницы. Участие учителя в подготовке минимально, главное справедливо оценить уровень предложенных заданий и качество ответов. В ходе проведения праздника учитель может проследить, насколько хорошо сформирован ряд очень важных навыков, которые в целом положительно влияют на развитие личности и необходимы для проведения уроков по технологии РО: умение работать в команде, оценить ответ одноклассника, признать и определить автора идеи ответа, кроме того, умение вести дискуссию, овладевать навыками культуры спора. Следует отметить, что праздник знаний принципиально отличается от обычного праздника в начальной школе, который, как правило, сопровождается концертными номерами, играми и конкурсами, носящими характер развлечений. Праздник знаний - это прежде всего урок, но урок необычный, предполагающий более свободное поведение, даже некоторый "РАБОЧИЙ ШУМ". На данном уроке демонстрируются все полученные знания, и если этих знаний недостаточно, то и на празднике можно заскучать. В заключительной части праздника дети приходят к каким-то очень важным выводам. Например, первоклассникам предлагается из ряда высказываний выбрать те, которые подходят к их уровню образования: Мы уже все знаем! Мы ещё не всё знаем! Мы ничего не знаем! Мы уже кое-что знаем! В ходе уроков детям предлагается разгадать зашифрованные фразы, например:"Без муки нет науки", "Грамоте учиться всегда пригодится", " Золото добывают из земли, а знания из книг", " Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом". Объяснение высказываний способствует тому, что дети начинают четче осознавать важность процесса учения, понимать, что хорошее, качественное образование необходимо, задумываются о своем будущем, тем самым отличаясь от своих сверстников более осмысленным отношением ко всему, что происходит в школе, на уроке. Несколько разработок подобных праздников добавлены в методическую копилку.
|