Мой сайт

Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [5]
Авторская статья [11]
Система Занкова
Мини-чат
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 245

Кто вошел на мой сайт?
Всего ответов: 252

Ваше впечатление о сайте?
Всего ответов: 221
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » Статьи » Авторская статья

Развитие исследовательских навыков в курсе "Литературное чтение" для 1 класса (Система Л.В. Занкова)
Развитие исследовательских навыков в курсе "Литературное чтение" для 1 класса (Система  Л.В. Занкова)  

      Под общими исследовательскими умениями и навыками мы будем понимать следующие умения:
  • видеть проблемы; 
  • задавать вопросы;
  • выдвигать гипотезы; 
  • давать определение понятиям;
  • классифицировать; 
  • вести наблюдения;
  • проводить эксперименты;
  • делать выводы и умозаключения;
  • структурировать материал.
      В системе развивающего обучения все учебно-методические комплекты изначально строились так, чтобы линия развития навыков исследования была содержательно, а главное, методически выдержана.  
Поэтому сегодня мы можем говорить о том, что, используя УМК по системе Л.В. Занкова,учитель может обеспечить достижение планируемого результата в сфере воспитания исследовательского поведения.
Рассмотрим на примере главы «Открытия в литературе и фантазия в науке» учебника «Литературное чтение» для 1 класса возможные модели заданий и конкретные задания, направленные на развитие перечисленных выше исследовательских умений. В начале главы на примере стихотворения В. Берестова «Заяцбарабанщик» обсуждается новое для учащихся понятие характер героя. Задание  «Можно ли сказать, что заяц трусливый и что его характер знаком нам по народным сказкам?» направлено на актуализацию известного, его анализ и выделение определенных признаков, названных учителем и являющихся общими, характерными для данного героя. 
С. 109. После знакомства с текстом стихотворения Н. Ламма «Заячья любовь» следует задание: «Расскажи, как бы признались в любви медведь или волк. Оцени, интересно ли у тебя получилось». Автор учебника использует модель задания «Посмотри на мир чужими глазами». Одно из самых важных свойств в деле выявления проблем  способность изменять собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон, в результате чего можно увидеть то, что ускользает от традиционного взгляда и часто не замечается другими.«Как читать это стихотворение: грустно, весело, торжественно, насмешливо?» (Умение проводить эксперимент.)  Как известно, опыт  критерий истины. Выполняя практические манипуляции с разным материалом, ребенок учится искать и обосновывать верное решение, подтверждать или опровергать разные предположения.
C. 110. Рассказ Е. Чарушина «Волчишко» «разбит» на две части. «Внутри» текста расположены задания, направленные на осмысление уже прочитанной части, на работу с текстом, объем которого позволяет проводить перечитывание, поиск определенной информации, развивать навыки цитирования.Кроме того, задание  «Придумай продолжение рассказа» направлено на развитие  умения видеть проблемы. Здесь автор учебника использует модель задания неоконченный рассказ всем известный вид работы, весьма продуктивный, хотя и неоправданно редко используемый педагогами. Такое заданиепозволяет реально увидеть, что одна и та же ситуация, проблема может иметь бесконечное множество  правильных решений.
С. 112. На развитие умения  воспринимать иные точкизрения, видеть объект с разных сторон, выдвигать гипотезы и обосновывать свое мнение направлены следующие задания:  «Какие фразы из текста мог бы сказать сам волчишко?»; «Прочитай эти фразы от его лица. Вырази его растерянность, непонимание, страх и, наконец, радость».
С. 120. Придумай рифмы  к   слов ам:   день ,   л е с ,  цветок.  А теперь добавь к каждому слову красивые, необычные прилагательные.Это уже стихотворение? И ты уже поэт?Автор предлагает ребенку сложнейшую задачу: провести мысленный эксперимент   сравнить то, что у него получилось, и поэтические тексты, прочитанные ранее. Для этого надо актуализировать и удерживать в уме имеющиеся знания, наметить некие критерии сравнения, провести его, сделать выводы и объяснить другим свою точку зрения. Очевидно, у ребенка будут развиваться  умение выдвигать гипотезы, видеть проблемы, структурировать материал, вести наблюдения,  делать   выводы и умозаключения,  работать  с текстом, доказывать свои идеи. То есть, по сути, выполняя одно это задание, ребенок будет осуществлять учебное исследование.
С. 114. Рассказ К. Ушинского «Утренние лучи» помогают осмыслить вопросы:  «Можно ли назвать этот текст сказочным?», «Какие слова и выражения показались тебе особенно поэтичными?».Приведенные вопросы ориентированы на развитие умения работать с текстом. Многие скажут: а как же иначе, ведь это литературное чтение, без текста здесь не обойтись. Обращаем ваше внимание на то, что приведенные здесь вопросы к одному и тому же тексту заставляют ребенка рассматривать его с разных сторон: во-первых, он прочитает и обсудит егосодержание, во-вторых, осмыслит его особенности как  прозаического текста, перечитает, находя  поэтичные слова, и, конечно, будет рассуждать о том, почему и для чего их использует автор. Кроме того, будет проведен поиск черт и признаков  сказки.Если учитель осознанно подходит к развитию исследовательского поведения, то он может на предварительном этапедать возможность детям выдвинуть предположения (гипотезы) и затем искать подтверждения или опровержения им.Тогда, как и в предыдущем примере, коллективными усилиями будет проведено учебное исследование. Если же учитель ограничится обсуждением содержания, главной мысли рассказа, его пересказом, то, несмотря на то что работа с текстом была организована, это будет работа, не выводящая детей на иной уровень понимания материала.
С. 121. «Перед тобой серьезный научный вопрос. Ответ на него дает писатель»,  говорит автор. А далее следует текст с названием  «Откуда берутся день и ночь?».  После текста предлагается серия вопросов:«Такой ответ кажется тебе научным? Вчитайся в заголовок еще раз. Так ли уж он серьезен? В этом тексте есть поэтические сравнения? А научные сведения?" Ключевое универсальное умение работа с текстом. Но она выстроена в логике исследования: надо провести  наблюдения, сделать выводы и доказать их. Кроме того, надо проанализировать текст с точки зрения художественных средств   найти сравнения. А это уже совсем иной аспект анализа, иные критерии поиска информации. Третьим направлением анализа будет поиск в тексте научных сведений.Меняются условия учебной задачи, но неизменными остаются требования  обоснованности и доказательности того, о чем будет говорить ребенок.
На наш взгляд, потенциал курса и учебника литературного чтения в отношении развития исследовательских способностей первоклассников очевиден.  Подобный анализ может быть проведен и по отношению к другим курсам и учебникам. Однако в рамках данной книги это представляется намизлишним, т.к. первые главы, посвященные принципам построения учебных курсов в системе развивающего обучения, убедительно доказывают единство психолого-педагогических и методических подходов в рамках всего УМК.  
Необходимообратить внимание, что в УМК по системе Л.В. Занкова большая часть заданий построена таким образом, что в процессе их выполнения ученик непременно сталкивается с необходимостью осуществления тех или иных фрагментов учебного исследования. Думается, что приведенных примеров достаточно, чтобы учитель, реализующий на практике идеи системы Л.В. Занкова, увидел, что требования Стандарта нового поколения в части воспитания у учащихся исследовательского поведения выполняются уже сегодня. Причем не только и не столько за рамками учебного процесса, сколько в его процессе. А это, в свою очередь, свидетельствует о том, что процесс этот целенаправленный, систематический, методически разработанный, а значит, гарантированно результативный. Оценка достижения планируемых результатов в ФГОС и учебно‑методическом комплекте Особенности Стандарта второго поколения, такие как подход к Стандарту как к общественному договору, реализация деятельностной парадигмы образования, нацеленность Стандарта и регулируемого им учебного процесса на достижение результата, диктуют необходимость внесения изменений в организацию всех компонентов учебного процесса. Должны существенно измениться организация и содержание совместнойучебной деятельности учителя и школьников, отбор и организация учебного материала, сама учебная среда. Соответственно, это приводит к изменению системы оценивания, которая должна теперь выступать не только как средство обучения, регулятор образовательного процесса, но и как: самостоятельный и самоценный элемент содержанияобучения, средство повышения эффективности преподавания и учения, фактор, обеспечивающий единство вариативной системы образования. 
Оценочная деятельность учителя строится на основе нескольких общих принципов: 
1) Оценивание является постоянным процессом, естественным образом интегрированным в образовательную практику. В зависимости от этапа обучения используется диагностическое  (стартовое, текущее) и срезовое  (тематическое, промежуточное, рубежное, итоговое) оценивание. При этомитоговая оценка (отметка) может быть выставлена как обобщенный, усредненный результат всего периода обучения.
2) Оценивание может быть  только   критериальным.Основными критериями оценивания выступают планируемые результаты.  При этом нормы и критерии оценивания, алгоритм выставления отметки  известны заранее и педагогам, и учащимся. Они могут вырабатываться ими совместно.
3) Оцениваться с помощью отметки могут  только результаты деятельности ученика и процесс их формирования,но не личные качества ребенка. Оценивать можно только то, чему учат.
4) Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к  самооценке и  взаимооценке.
5) В оценочной деятельности реализуется заложенный в Стандарте принцип распределения ответственности между  См. об этом: Логинова О.Б., Яковлева С.Г. Мои достижения:  Итоговые комплексные контрольные работы.
Категория: Авторская статья | Добавил: Galina (12.06.2012)
Просмотров: 835 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Календарь
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Праздники России

    Праздники сегодня Недаром помнит вся Россия МетодсоветДобрый сказочник Детские радости - развлечения для детей

    Обучонок.<!--/U1DRIGHTER1Z-->
 </td>
 </tr>
 </table>
<!--U1BFOOTER1Z-->   <a href=          free counters
    Free counters          
    Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный хостинг uCoz