Г. ЛЮБИНА, старший преподаватель Брестского педагогического университетаУже с трехлетнего возраста дети пытаются проникнуть в «тайны названий», часто придумывают совершенно фантастические истории, а иногда совершают самые настоящие лингвистические открытия. Почему у детей такой интерес к проблеме «Почему так, а не иначе было названо»? Да потому, что словоистолкование — один из детских способов освоения родного языка. Попробовать помочь взрослым при ответах на детские вопросы — цель данной публикации. Это своеобразная «шпаргалка», которой пользоваться лучше вместе, с детьми, вместе с ними наблюдать за окружающей действительностью и открывать причину и способ названия. А если отмахнуться от детских вопросов? Тогда и произойдет то, что происходит, а именно: к шести—семи годам детская лингвистическая одаренность резко идет на спад. Ребенок в сжатой форме хочет и может повторить открытия предков, воспроизвести процесс рождения мысли — слова — понятия. В словах отражается образная память народа, в словах скрыты удивительные стороны мифологического мышления наших прародителей. Приобщая детей к словоистолковательным играм и упражнениям, мы приобщаем их к духовной культуре своего народа, воспитываем умение наблюдать не только за предметным миром, но и за речевой действительностью, развиваем природную лингвистическую одаренность, интеллект. Вспомним, что велиий педагог К. Д. Ушинский считал: «Уровень мышления, умственного развития определяется во многом интереом к речи, к языку».
Названия дикорастущих растений Во саду ли, в огороде Комнатные цветы Грибы Насекомые Змеи Рыбы Птицы Сказочные животные
|
|