"О первый ландыш! Из-под снега
Ты просишь солнечных лучей;
Какая девственная нега
В душистой чистоте твоей!"Эти строки, точно передающие настроение природы и разнообразие её состояний, ставят Фета в этой области литературы в один ряд с таким столпом русской поэзии,
как Фёдор Тютчев.Достоевский сравнивал Тютчева, как лирического поэта с Пушкиным, а Толстой считал, что он даже превосходит его. Но в отличие от других поэтов,
описывающих природу, описания Тютчева не детализированы, а носят общий, абстрактный характер."Не то, что мните вы, природа,
Не слепок, не бездушный лик:
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык".
(Федор Тютчев)
Тютчев очень часто, в своих стихах, говорит о цветах, но только в единичных случаях называет их. Тем самым, передавая не конкретику природы, а общий её настрой
и энергетику. Но всё же и у него есть исключения:
"Не о былом вздыхают розы
И соловей в ночи поет;
Благоухающие слезы
Не о былом Аврора льет…"
Совершенно другим автором был Александр Блок. В первую очередь при разговоре о цветах в литературе, его имя и ассоциируется с розами и Иисусом Христом из
поэмы "Двенадцать":
"В белом венчике из роз / Впереди - Иисус Христос" и более раннего стихотворения посвященного Евгению Иванову:
"Вот Он - Христос - в цепях и розах". Но Блок был ещё и автором поэмы "Ночная фиалка", написанной в 1906 году. Поэмы, где реальность слита с книжной романтикой,
снами и мифами, ожиданием чуда и наступления царства красоты.Не мог Александр Блок не писать так ярко и самобытно, как и не мог он забыть того старого сада его детства,
с главным его украшением - сиренью. Сада, принадлежащего его тёте, поэтессе Екатерине Андреевне Бекетовой, автору прекрасных слов:
"Поутру, на заре,
По росистой траве
Я пойду свежим утром дышать;
И в душистую тень,
Где теснится сирень,
Я пойду свое счастье искать..."
Эти стихи впоследствии были положены на музыку Рахманинова и стали одним из самых популярных романсов своего времени.А разве можно не упомянуть здесь
\ такого великого писателя, как Иван Тургенев? С его строчками:
"И ты срываешь стебель зыбкой.
В петлицу бережной рукой
Вдеваешь, с медленной улыбкой,
Цветок, погубленный тобой"
И только ему свойственными стихами в прозе:
«Она увидала розу, схватила ее, взглянула на ее измятые, запачканные лепестки, взглянула на меня, - и глаза ее, внезапно остановившись, засияли слезами".
А Анну Ахматову, с её огромным количеством фиалок, лилий, георгин и маргариток, встречающихся практически в каждом раннем стихотворении?
А Александра Сергеевича Пушкина, хранившего подаренный ему Анной Керн гелиотроп? А Жемчужникова? Бунина? Алексея Константиновича Толстого?
"И анютиных глазок стая
Бархатистый хранит силуэт -
Это бабочки, улетая,
Им оставили свой портрет…"
(А.Ахматова)"Шиповник так благоухал,
Что даже превратился в слово.
И встретить я была готова
Моей судьбы девятый вал."
(А. Ахматова)
"Темной ночью белых лилий
Сон неясный тих.
Ветерок ночной прохладой
Овевает их.
Ночь их чашечки закрыла,
Ночь хранит цветы
В одеянии невинном
Чистой красоты."
(И. Бунин)Да разве всех перечислишь...Люди живут и умирают. А цветы, пока ими любуются и восхищаются - вечны.
"Как хороши, как свежи были розы
В моем саду! Как взор прельщали мой.
Как я молил весенние морозы
Не трогать их холодною рукой!"
(И. Мятлев.)Это стихи русского поэта Ивана Петровича Мятлева, жившего в одно время с А.С.Пушкиным и М.Ю.Лермонтовым. Все, что было написано Мятлевым,
давно забыто, а вот эти стихи живут. Вот что сказал Яков Хелемский о русском поэте Иване Мятлёве:"Остаться можно в памяти людской
Не циклами стихов и не томами прозы,
А лишь одной-единственной строкой:
"Как хороши, как свежи были розы!"Задумчивая элегия Мятлева возродилась в конце прошлого века в "Стихотворениях в прозе" И.С.Тургенева.
Одно так и называется: "Как хороши, как свежи были розы", и в нем с проникновенной грустью говорится о воспоминаниях ушедшей молодости.
А еще два десятилетия спустя строки Мятлева вдохновили знаменитого русского скульптора Беклемишева на создание статуи из мрамора "Как хороши, как свежи были розы",
изображающей молодую девушку с букетом увядших роз.