Мой сайт

Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [5]
Авторская статья [11]
Система Занкова
Мини-чат
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 245

Кто вошел на мой сайт?
Всего ответов: 252

Ваше впечатление о сайте?
Всего ответов: 221
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » Статьи » Авторская статья

Достижение планируемых результатов ФГОС НОО средствами курса «Литературное чтение» системы Л.В. Занкова (курс В.Ю. Свиридовой)

Достижение планируемых результатов ФГОС НОО средствами курса 
«Литературное чтение» системы Л.В. Занкова (курс В.Ю. Свиридовой)

Цели и задачи курса «Литературное чтение (авт. В.Ю. Свиридова)
Школьные предметы художественного цикла отличаются от других  предметов 
своими целями, средствами и методами их преподавания. Главная цель этого цикла -
развитие эстетического сознания, то есть создание у школьника такого образа 
действительности, который соотнесен с идеалами прекрасного.
Неоценима роль литературы в общем развитии школьников. Литература способна 
дать широкую картину внешнего мира, ввести в мир внутренней жизни человека, 
обогатить  духовно, нравственно и эмоционально, развить воображение, речь, 
способность выразить себя в слове.
Стратегическая цель курса литературного чтения  - воспитание интеллигентной 
личности, чутко и с пониманием относящейся к миру (к окружающим людям, 
животным, природе), живущей «по законам красоты» (Лев Толстой).
Более конкретная  цель – воспитание образованного, творческого читателя,
который имеет сформированную потребность в чтении. Ученик со сформированной 
читательской компетентностью знает,  что  читать, ориентируется в широком мире 
литературы (у него сформировано «жанровое ожидание», имеется представление о 
творческом почерке разных писателей и поэтов), знает и как читать (обладает умением 
адекватно понять произведение), опираясь на представления о художественных 
приемах, на вкус, развитые эстетические чувства.
В основе данного курса лежит единый методологический подход  - изучение 
литературы как искусства. Предмет литературы рассматривается с точки зрения его 
специфики - художественной образности.
Эстетическое осмысление действительности посредством художественного образа 
- это то общее, что характеризует разные виды искусства: музыку, живопись, 
скульптуру, архитектуру, театр, кино, литературу. Чтобы разобраться в эстетической 
стороне действительности, ребёнок должен соприкоснуться с разными видами 
искусства. Общность всех видов искусства  - в способности художника воображать, 
фантазировать, создавать не понятия, а образы. Без использования термина 
«художественный образ» ведется постепенное формирование общего представления об 
этом понятии, как основном для понимания особенностей литературного творчества: в 
произведении явления действительности предстают перед нами пропущенными через 
призму восприятия художника, картина мира насыщена его чувствами и отношением к 
изображаемому. Школьник учится полноценно воспринимать художественную 
литературу, осваивает восприятие художественного произведения как особого вида 
искусства.
Соответственно, текущая  цель курса - осознание учащимися особенностей 
художественного отражения мира в ходе слушания, чтения произведений и 
собственного литературного творчества.
Содержание данного курса литературы разработано на основе дидактических 
принципов, направленных на оптимальное общее развитие каждого ученика, и является 
составной частью целостной дидактической системы Л.В. Занкова.
В результате изучения курса литературного чтения школьник  имеет 
возможность осознать значимость чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения по другим предметам, 
у него может сформироваться потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя.
В процессе общения с художественной литературой и искусством ученик 
знакомится с общечеловеческими ценностями, с системой духовно  - нравственных 
представлений человека, он учится соотносить свои поступки и поступки героев 
литературных произведений с нравственно- этическими нормами.
Прикосновение к произведениям классиков российской и советской детской 
литературы, к культурному наследию народов России приучает размышлять об 
истории своей Родины.
Важно, чтобы ученик начальной школы эмоционально отзывался на 
прочитанное, пробовал высказать свою позицию и точку зрения и при этом учился 
уважать мнение собеседника. Общение с литературой поможет ему осознать себя и 
как читателя, и как человека, расширит культурный кругозор школьника, мотивирует 
его обращение к художественным произведениям в дальнейшей жизни.
Кроме того  в процессе работы по курсу ученик  приобретает первичные умения 
работы с текстом разного вида и содержания, с учебной и научно- популярной 
литературой, учится находить и использовать информацию для практической 
работы.
Таким образом:
Задачами начального курса литературы являются:
1) расширение представления детей об окружающем мире и внутреннем мире 
человека, о человеческих отношениях, духовно  - нравственных и эстетических 
ценностях;
2) воспитание культуры восприятия художественной литературы разных 
видов и жанров; обогащение мира чувств, эмоций детей, развитие их интереса к 
чтению и потребности в нём;
3) создание условий для постижения школьниками многоплановости 
словесного художественного образа на основе практического ознакомления с 
литературоведческими понятиями;
4) развитие речевых навыков школьников, связанных с процессами: 
восприятия (аудирования  - слушания, чтения вслух и про себя), интерпретации 
(выразительное чтение, устное и письменное высказывание по поводу текста), 
собственного творчества (устное и письменное высказывание на свободную тему).

Особенности отбора и структурирования содержания программы и учебников
 
Система начального литературного образования на своем специфическом матери-
але работает на достижение общих целей начального образования: развитие личности 
школьника, его творческих способностей; сохранение и поддержка индивидуальности 
ребенка; воспитание духовности, нравственных и эстетических чувств, эмоциональ-
но-ценностного  позитивного отношения к себе и окружающему миру.
  Произведения подобраны таким образом, чтобы развернуть перед школьниками идею красоты, ценности
 и хрупкости мира, чтобы  воспитать  ценностное отношение к природе, 
окружающей среде (экологическое воспитание); ценностное отношение к культуре и 
искусству (эстетическое воспитание). Важно научить  воспринимать прекрасное: и в 
природе, и в сфере человеческих чувств и в пространстве культурных ценностей, и в 
истории отечества. Тексты, вопросы и задания к прочитанному показывают школьни-
ку, как важно стать человеком: научиться переживать и сопереживать, ценить, любить 
и защищать этот мир - мир природы, людей и искусства, мир чувств.
Преподавание литературного чтения опирается на стихийное творческое начало, 
присущее ребёнку до школы. Как правило, дошкольник является слушателем и 
синкретическим творцом одновременно в области литературы и в рисовании, музыке, 
игре. Курс литературы продолжает, но целенаправленно, воспитание слушателя, 
читателя и творца. При этом происходит обогащение читательского опыта и 
литературного кругозора, формируется осознанная потребность в чтении. Курс 
предполагает развитие способности самостоятельно воспринимать литературу, а также 
развитие культуры эмоций.
Решение этих задач предполагает постоянное расширение читательского 
кругозора. Перед учеником должна развернуться широкая картина видов и жанров 
литературы, произведения разного эмоционального наполнения, разнообразие 
сюжетов, характеров и отношений героев, а также многообразие художественных 
средств создания образа.
Приобщение детей к искусству литературы требует особой методики, не 
разрушающей процесс восприятия и понимания художественного произведения. 
Важно работать с текстом деликатно, не прямолинейно, не "в лоб", а бережно 
поддерживая ростки эмоционального отношения к прочитанному. Совместное 
наслаждение от литературных открытий, удовольствие от проникновения в глубинный 
смысл произведения поможет "заразить” ученика интересом к чтению.
Методика работы с текстом учитывает:
1) принципиальную целостность художественного образа, важность, 
«неслучайность», незаменимость каждого художественного элемента; целостное 
эмоциональное впечатление, оказываемое произведением при восприятии;
2) возможность личностного восприятия, «индивидуального» прочтения 
художественного образа; возможность различной аналитической интерпретации 
деталей художественного произведения;
3) необходимость сочетания понятийного отношения к прочитанному (различать 
явления литературы) и эмоционального (сопереживать); при этом ведущую роль 
играют чувства, как основа мотивации интереса к чтению (наслаждение красотой слова 
и удовольствие ученика от своего растущего умения понимать ее).
Читательская компетентность, культура восприятия литературы, основывается 
на понимании образной природы художественного текста и включает владение языком 
словесных образов, ориентирование в системе основных литературоведческих понятий. 
Курс нацеливает не на заучивание терминов, а на уяснение с их помощью специфики 
литературы. Литературоведческими понятиями учащиеся пользуются практически, как 
инструментами, помогающими понять художественный смысл произведения.
Учебники, реализующие данную программу и разработанные в соответствии с 
образовательным стандартом, носят системно - деятельностный характер, направ-
лены на воспитание коммуникативной культуры, на формирование способов практи-
ческих действий с книгой, умения переносить знания из сферы учебных действий в 
сферу самостоятельного чтения. Система вопросов в учебниках нацелена на формирование не только внутрипредметных,
 но и метапредметных умений, навыков и способов деятельности, 
на формирование мышления как способности к открытию, а не узнаванию и воспроизведению полученного знания.
В результате комплексной работы по курсу у выпускников начальной школы 
формируются  личностные, регулятивные, познавательные  и  коммуникативные 
универсальные учебные действия как основа умения учиться.
В  сфере личностных универсальных учебных действий будут сформированы внутренняя мотивация обращения к книге,
 в том числе с учебными и познавательными мотивами, ориентация на моральные нормы и их выполнение, понимание чувств 
других людей, сопереживание и помощь им. При этом искусство и литература будут 
осознаваться как значимая сфера жизни, нравственный и эстетический ориентир.
В  сфере регулятивных универсальных учебных действий учащиеся смогут 
овладеть навыками осознанной организации учебной работы, способность принимать и 
сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию, осуществлять 
рефлексию и самоконтроль.
В  сфере познавательных универсальных учебных действий школьники овладеют 
основами смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, научатся 
выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь 
текстовых). При этом в процессе деятельности учащиеся осваивают  широкий спектр 
логических действий (анализ, синтез, сравнение), операций (классификация, 
установление причинно-следственных связей), приемов решения учебных задач, учатся 
воспринимать и анализировать не только тексты, но и внетекстовые компоненты, 
использовать знаково-символические средства и модели.
В  сфере коммуникативных универсальных учебных действий  выпускники 
приобретут умения учитывать позицию собеседника, сотрудничать с учителем и 
сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию, отражающую 
содержание и условия деятельности,  осознанно и произвольно строить сообщения в 
устной и письменной форме.
Развитие речи детей, как и обучение навыку чтения, в системе общего развития 
учащихся является метапредметной задачей. На уроках литературного чтения эта 
задача решается комплексно. При этом связаны воедино и работа над техникой и 
выразительностью чтения, смысловой анализ текста, творческая речевая деятельность 
ученика.
Навык осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения вырабатывает-
ся при размышлении над особенностями текста в процессе его слушания и перечитыва-
ния с различными целями. Вопросы и задания составлены таким образом, что ученик 
несколько раз перечитывает текст произведения, решая познавательную задачу: пере-
читай с определенной интонацией, в разном темпе, найди завязку и развязку истории. 
Литературный анализ текста помогает углубить понимание смысла текста, позволяет 
понять, так ли мы его читаем, почему мы читаем именно так, а не иначе. Подбор текс-
тов разного вида, жанра, стиля позволяет применять разные словесные и несловесные 
средства чтения: модуляцию речи, паузы, логическое ударение, тембр и темп чтения, 
мимику, жесты. Вопросы и задания к текстам направлены на мотивацию перечитыва-
ния: «прочти с разной интонацией, в разном темпе, меняя места пауз и логических уда-
рений, с различной громкостью, с разным настроением» - все эти задания помогают по-
добрать наиболее точную манеру чтения соответственно особенностям текста. Отраба-
тывается выразительное осмысленное чтение целыми словами с осознанным выбором 
интонации; практикуется чтение по ролям, чтение наизусть, драматизация произведе-
ний; развивается навык устного и письменного высказывания по образцу, с опорой на 
картинку и в свободной форме. Наблюдение за художественными особенностями текс-
та связывает понимание литературы с навыком осознанного чтения. Дети читают, вы-
ражая то, что открыли и поняли в произведении.
На материале предмета «Литературное чтение» возможно развитие и других об-
щеучебных навыков. Большое внимание уделяется овладению навыками работы с ин-
формацией  - как в учебнике (дополнительные элементы учебника, приложения  и проч.),
 так и вне его, в справочной литературе. Школьники учатся прибегать к 
ресурсам библиотек, учатся осуществлять поиск информации в сети Интернет; 
записывать, фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ. Движение в 
освоении этих навыков идет в сторону расширения сферы интересов детей.
Вырабатывается умение ориентироваться в большом текстовом массиве, этому 
служит ряд специальных заданий, выполняя которые школьники вынуждены находить 
информацию, постоянно возвращаться к уже прочитанным текстам с новыми задачами 
и на новых основаниях. Эти возвраты к уже прочитанному имеют несколько целей: с 
одной стороны, это прием, позволяющий школьникам удерживать и пополнять поле 
литературных текстов. С другой стороны, этот прием помогает формировать общеучеб-
ное умение работы с учебником, книгой (умение найти нужное место в уже прочитан-
ной книге, умение листать и бегло просматривать уже изученный текст). При этом раз-
вивается умение сравнивать  - одно из важных общеучебных умений и способов 
действия: школьники постоянно ставятся перед задачей сопоставления художествен-
ных произведений разных времен и народов, произведений разных авторов на одну те-
му, произведений одного автора на разные темы, разрешая возникающие эстетические 
и нравственные коллизии, тем самым продвигаясь в литературном развитии и в общем 
развитии в целом.
Курс направлен также на воспитание умения решать творческие задачи, импрови-
зировать, инсценировать, разыгрывать воображаемые ситуации.
Творческая речевая деятельность детей может выражаться в устном и письменном 
высказывании на свободную тему (сочинение), в выражении собственного отношения 
к прочитанному (пропедевтика работы в жанре отзыва), в формулировке основного 
смысла прочитанного (пропедевтика работы в жанре аннотации). При решении задачи 
развития речевой деятельности школьников собственное литературное творчество де-
тей (сочинение сказок, стихов, рассказов) занимает особое место как один из наиболее 
эффективных способов проникновения в тайны художественного образа и развития во-
ображения.
На уроках литературы уделяется внимание воспитанию чувства юмора, как пока-
зателя развития интеллекта, а также коммуникативной компетентности ученика. 
Чувство юмора уберегает читателя от однозначной и категоричной оценки литератур-
ного произведения, прививает осознание того, что возможны и другие мнения. Оно 
присуще и самому тону учебников (принципиально неакадемичный стиль, теплое обра-
щение к юному читателю, подбадривание его в сложных ситуациях; игра, вовлекающая 
школьника в деятельность исследователя), размывает жесткую дистанцию, которая су-
ществует между учителем и учеником, уравнивает их в позиции читателя, создает ат-
мосферу творческой свободы.
Воплощению авторской концепции курса способствует ряд структурных элемен-
тов учебника: «Лента времени» (с 1 класса), страницы режима дня и времен года (в 1 и 
2 классе), «Картинная галерея» и «Словарь».
В курсе «Литературное чтение» актуализируются межпредметные связи с такими 
курсами, как «Русский язык», «Окружающий мир», «Музыка», «Изобразительное ис-
кусство».























Категория: Авторская статья | Добавил: Galina (12.06.2012)
Просмотров: 2661 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Календарь
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Праздники России

    Праздники сегодня Недаром помнит вся Россия МетодсоветДобрый сказочник Детские радости - развлечения для детей

    Обучонок.<!--/U1DRIGHTER1Z-->
 </td>
 </tr>
 </table>
<!--U1BFOOTER1Z-->   <a href=          free counters
    Free counters          
    Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный хостинг uCoz