Достижение планируемых результатов ФГОС НОО средствами курса «Литературное чтение» системы Л.В. Занкова (курс В.Ю. Свиридовой) Цели и задачи курса «Литературное чтение (авт. В.Ю. Свиридова) Школьные предметы художественного цикла отличаются от других предметов своими целями, средствами и методами их преподавания. Главная цель этого цикла - развитие эстетического сознания, то есть создание у школьника такого образа действительности, который соотнесен с идеалами прекрасного. Неоценима роль литературы в общем развитии школьников. Литература способна дать широкую картину внешнего мира, ввести в мир внутренней жизни человека, обогатить духовно, нравственно и эмоционально, развить воображение, речь, способность выразить себя в слове. Стратегическая цель курса литературного чтения - воспитание интеллигентной личности, чутко и с пониманием относящейся к миру (к окружающим людям, животным, природе), живущей «по законам красоты» (Лев Толстой). Более конкретная цель – воспитание образованного, творческого читателя, который имеет сформированную потребность в чтении. Ученик со сформированной читательской компетентностью знает, что читать, ориентируется в широком мире литературы (у него сформировано «жанровое ожидание», имеется представление о творческом почерке разных писателей и поэтов), знает и как читать (обладает умением адекватно понять произведение), опираясь на представления о художественных приемах, на вкус, развитые эстетические чувства. В основе данного курса лежит единый методологический подход - изучение литературы как искусства. Предмет литературы рассматривается с точки зрения его специфики - художественной образности. Эстетическое осмысление действительности посредством художественного образа - это то общее, что характеризует разные виды искусства: музыку, живопись, скульптуру, архитектуру, театр, кино, литературу. Чтобы разобраться в эстетической стороне действительности, ребёнок должен соприкоснуться с разными видами искусства. Общность всех видов искусства - в способности художника воображать, фантазировать, создавать не понятия, а образы. Без использования термина «художественный образ» ведется постепенное формирование общего представления об этом понятии, как основном для понимания особенностей литературного творчества: в произведении явления действительности предстают перед нами пропущенными через призму восприятия художника, картина мира насыщена его чувствами и отношением к изображаемому. Школьник учится полноценно воспринимать художественную литературу, осваивает восприятие художественного произведения как особого вида искусства. Соответственно, текущая цель курса - осознание учащимися особенностей художественного отражения мира в ходе слушания, чтения произведений и собственного литературного творчества. Содержание данного курса литературы разработано на основе дидактических принципов, направленных на оптимальное общее развитие каждого ученика, и является составной частью целостной дидактической системы Л.В. Занкова. В результате изучения курса литературного чтения школьник имеет возможность осознать значимость чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения по другим предметам, у него может сформироваться потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя. В процессе общения с художественной литературой и искусством ученик знакомится с общечеловеческими ценностями, с системой духовно - нравственных представлений человека, он учится соотносить свои поступки и поступки героев литературных произведений с нравственно- этическими нормами. Прикосновение к произведениям классиков российской и советской детской литературы, к культурному наследию народов России приучает размышлять об истории своей Родины. Важно, чтобы ученик начальной школы эмоционально отзывался на прочитанное, пробовал высказать свою позицию и точку зрения и при этом учился уважать мнение собеседника. Общение с литературой поможет ему осознать себя и как читателя, и как человека, расширит культурный кругозор школьника, мотивирует его обращение к художественным произведениям в дальнейшей жизни. Кроме того в процессе работы по курсу ученик приобретает первичные умения работы с текстом разного вида и содержания, с учебной и научно- популярной литературой, учится находить и использовать информацию для практической работы. Таким образом: Задачами начального курса литературы являются: 1) расширение представления детей об окружающем мире и внутреннем мире человека, о человеческих отношениях, духовно - нравственных и эстетических ценностях; 2) воспитание культуры восприятия художественной литературы разных видов и жанров; обогащение мира чувств, эмоций детей, развитие их интереса к чтению и потребности в нём; 3) создание условий для постижения школьниками многоплановости словесного художественного образа на основе практического ознакомления с литературоведческими понятиями; 4) развитие речевых навыков школьников, связанных с процессами: восприятия (аудирования - слушания, чтения вслух и про себя), интерпретации (выразительное чтение, устное и письменное высказывание по поводу текста), собственного творчества (устное и письменное высказывание на свободную тему). Особенности отбора и структурирования содержания программы и учебников
Система начального литературного образования на своем специфическом матери- але работает на достижение общих целей начального образования: развитие личности школьника, его творческих способностей; сохранение и поддержка индивидуальности ребенка; воспитание духовности, нравственных и эстетических чувств, эмоциональ- но-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру. Произведения подобраны таким образом, чтобы развернуть перед школьниками идею красоты, ценности и хрупкости мира, чтобы воспитать ценностное отношение к природе, окружающей среде (экологическое воспитание); ценностное отношение к культуре и искусству (эстетическое воспитание). Важно научить воспринимать прекрасное: и в природе, и в сфере человеческих чувств и в пространстве культурных ценностей, и в истории отечества. Тексты, вопросы и задания к прочитанному показывают школьни- ку, как важно стать человеком: научиться переживать и сопереживать, ценить, любить и защищать этот мир - мир природы, людей и искусства, мир чувств. Преподавание литературного чтения опирается на стихийное творческое начало, присущее ребёнку до школы. Как правило, дошкольник является слушателем и синкретическим творцом одновременно в области литературы и в рисовании, музыке, игре. Курс литературы продолжает, но целенаправленно, воспитание слушателя, читателя и творца. При этом происходит обогащение читательского опыта и литературного кругозора, формируется осознанная потребность в чтении. Курс предполагает развитие способности самостоятельно воспринимать литературу, а также развитие культуры эмоций. Решение этих задач предполагает постоянное расширение читательского кругозора. Перед учеником должна развернуться широкая картина видов и жанров литературы, произведения разного эмоционального наполнения, разнообразие сюжетов, характеров и отношений героев, а также многообразие художественных средств создания образа. Приобщение детей к искусству литературы требует особой методики, не разрушающей процесс восприятия и понимания художественного произведения. Важно работать с текстом деликатно, не прямолинейно, не "в лоб", а бережно поддерживая ростки эмоционального отношения к прочитанному. Совместное наслаждение от литературных открытий, удовольствие от проникновения в глубинный смысл произведения поможет "заразить” ученика интересом к чтению. Методика работы с текстом учитывает: 1) принципиальную целостность художественного образа, важность, «неслучайность», незаменимость каждого художественного элемента; целостное эмоциональное впечатление, оказываемое произведением при восприятии; 2) возможность личностного восприятия, «индивидуального» прочтения художественного образа; возможность различной аналитической интерпретации деталей художественного произведения; 3) необходимость сочетания понятийного отношения к прочитанному (различать явления литературы) и эмоционального (сопереживать); при этом ведущую роль играют чувства, как основа мотивации интереса к чтению (наслаждение красотой слова и удовольствие ученика от своего растущего умения понимать ее). Читательская компетентность, культура восприятия литературы, основывается на понимании образной природы художественного текста и включает владение языком словесных образов, ориентирование в системе основных литературоведческих понятий. Курс нацеливает не на заучивание терминов, а на уяснение с их помощью специфики литературы. Литературоведческими понятиями учащиеся пользуются практически, как инструментами, помогающими понять художественный смысл произведения. Учебники, реализующие данную программу и разработанные в соответствии с образовательным стандартом, носят системно - деятельностный характер, направ- лены на воспитание коммуникативной культуры, на формирование способов практи- ческих действий с книгой, умения переносить знания из сферы учебных действий в сферу самостоятельного чтения. Система вопросов в учебниках нацелена на формирование не только внутрипредметных, но и метапредметных умений, навыков и способов деятельности, на формирование мышления как способности к открытию, а не узнаванию и воспроизведению полученного знания. В результате комплексной работы по курсу у выпускников начальной школы формируются личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться. В сфере личностных универсальных учебных действий будут сформированы внутренняя мотивация обращения к книге, в том числе с учебными и познавательными мотивами, ориентация на моральные нормы и их выполнение, понимание чувств других людей, сопереживание и помощь им. При этом искусство и литература будут осознаваться как значимая сфера жизни, нравственный и эстетический ориентир. В сфере регулятивных универсальных учебных действий учащиеся смогут овладеть навыками осознанной организации учебной работы, способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию, осуществлять рефлексию и самоконтроль. В сфере познавательных универсальных учебных действий школьники овладеют основами смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, научатся выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстовых). При этом в процессе деятельности учащиеся осваивают широкий спектр логических действий (анализ, синтез, сравнение), операций (классификация, установление причинно-следственных связей), приемов решения учебных задач, учатся воспринимать и анализировать не только тексты, но и внетекстовые компоненты, использовать знаково-символические средства и модели. В сфере коммуникативных универсальных учебных действий выпускники приобретут умения учитывать позицию собеседника, сотрудничать с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию, отражающую содержание и условия деятельности, осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме. Развитие речи детей, как и обучение навыку чтения, в системе общего развития учащихся является метапредметной задачей. На уроках литературного чтения эта задача решается комплексно. При этом связаны воедино и работа над техникой и выразительностью чтения, смысловой анализ текста, творческая речевая деятельность ученика. Навык осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения вырабатывает- ся при размышлении над особенностями текста в процессе его слушания и перечитыва- ния с различными целями. Вопросы и задания составлены таким образом, что ученик несколько раз перечитывает текст произведения, решая познавательную задачу: пере- читай с определенной интонацией, в разном темпе, найди завязку и развязку истории. Литературный анализ текста помогает углубить понимание смысла текста, позволяет понять, так ли мы его читаем, почему мы читаем именно так, а не иначе. Подбор текс- тов разного вида, жанра, стиля позволяет применять разные словесные и несловесные средства чтения: модуляцию речи, паузы, логическое ударение, тембр и темп чтения, мимику, жесты. Вопросы и задания к текстам направлены на мотивацию перечитыва- ния: «прочти с разной интонацией, в разном темпе, меняя места пауз и логических уда- рений, с различной громкостью, с разным настроением» - все эти задания помогают по- добрать наиболее точную манеру чтения соответственно особенностям текста. Отраба- тывается выразительное осмысленное чтение целыми словами с осознанным выбором интонации; практикуется чтение по ролям, чтение наизусть, драматизация произведе- ний; развивается навык устного и письменного высказывания по образцу, с опорой на картинку и в свободной форме. Наблюдение за художественными особенностями текс- та связывает понимание литературы с навыком осознанного чтения. Дети читают, вы- ражая то, что открыли и поняли в произведении. На материале предмета «Литературное чтение» возможно развитие и других об- щеучебных навыков. Большое внимание уделяется овладению навыками работы с ин- формацией - как в учебнике (дополнительные элементы учебника, приложения и проч.), так и вне его, в справочной литературе. Школьники учатся прибегать к ресурсам библиотек, учатся осуществлять поиск информации в сети Интернет; записывать, фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ. Движение в освоении этих навыков идет в сторону расширения сферы интересов детей. Вырабатывается умение ориентироваться в большом текстовом массиве, этому служит ряд специальных заданий, выполняя которые школьники вынуждены находить информацию, постоянно возвращаться к уже прочитанным текстам с новыми задачами и на новых основаниях. Эти возвраты к уже прочитанному имеют несколько целей: с одной стороны, это прием, позволяющий школьникам удерживать и пополнять поле литературных текстов. С другой стороны, этот прием помогает формировать общеучеб- ное умение работы с учебником, книгой (умение найти нужное место в уже прочитан- ной книге, умение листать и бегло просматривать уже изученный текст). При этом раз- вивается умение сравнивать - одно из важных общеучебных умений и способов действия: школьники постоянно ставятся перед задачей сопоставления художествен- ных произведений разных времен и народов, произведений разных авторов на одну те- му, произведений одного автора на разные темы, разрешая возникающие эстетические и нравственные коллизии, тем самым продвигаясь в литературном развитии и в общем развитии в целом. Курс направлен также на воспитание умения решать творческие задачи, импрови- зировать, инсценировать, разыгрывать воображаемые ситуации. Творческая речевая деятельность детей может выражаться в устном и письменном высказывании на свободную тему (сочинение), в выражении собственного отношения к прочитанному (пропедевтика работы в жанре отзыва), в формулировке основного смысла прочитанного (пропедевтика работы в жанре аннотации). При решении задачи развития речевой деятельности школьников собственное литературное творчество де- тей (сочинение сказок, стихов, рассказов) занимает особое место как один из наиболее эффективных способов проникновения в тайны художественного образа и развития во- ображения. На уроках литературы уделяется внимание воспитанию чувства юмора, как пока- зателя развития интеллекта, а также коммуникативной компетентности ученика. Чувство юмора уберегает читателя от однозначной и категоричной оценки литератур- ного произведения, прививает осознание того, что возможны и другие мнения. Оно присуще и самому тону учебников (принципиально неакадемичный стиль, теплое обра- щение к юному читателю, подбадривание его в сложных ситуациях; игра, вовлекающая школьника в деятельность исследователя), размывает жесткую дистанцию, которая су- ществует между учителем и учеником, уравнивает их в позиции читателя, создает ат- мосферу творческой свободы. Воплощению авторской концепции курса способствует ряд структурных элемен- тов учебника: «Лента времени» (с 1 класса), страницы режима дня и времен года (в 1 и 2 классе), «Картинная галерея» и «Словарь». В курсе «Литературное чтение» актуализируются межпредметные связи с такими курсами, как «Русский язык», «Окружающий мир», «Музыка», «Изобразительное ис- кусство».
|